в "Лабораторию"

В.И.Куликов

Космическое мировоззрение Циолковского

Введение
I. Устройство Вселенной
II. Чувствительность – неотделимое свойство материи
III. Иная, более разреженная материя, иные миры, иные существа
IV. Разум во Вселенной. Воля Вселенной. Воля человека
V. Высшие существа. Вмешательство в жизнь на Земле
Приложение
Высказывания современников на философию Циолковского
Хронология основных научных трудов


                            «По крайней мере, я отлично помню, что моей любимой мечтой, в самом раннем детстве, ещё до книг, было смутное сознание о среде без тяжести, где движения во все стороны совершенно свободны и где лучше, чем птице в воздухе. Откуда явились эти желания, я до сих пор не могу понять; и сказок таких нет, а я смутно верил, и чувствовал, и желал именно такой среды без пут тяготения».

                                    К.Э. Циолковский. «Исследование мировых пространств реактивными приборами»

                                    Избранные труды. Изд-во АН СССР,1962 с. 167

Введение

Профессор Корнеллского университета Карл Саган высказал предположение, что в нашей галактике в настоящее время может существовать до 1 000 000 технических цивилизаций, примерно 1 на каждые 100 000 звёзд. Д-р Себастьян фон Хёрнер предполагает, что технические цивилизации могут существовать лишь на одной из 3 000 000 звёзд, то есть около 35 000 во всей Галактике.

В результате сотрудничества астрономов и биохимиков появилась убедительная теория о естественной химической эволюции от простейших форм к комплексным, а в конечном итоге к первичным формам жизни: к сложным молекулам, способным осуществлять обмен веществ и создавать себе подобных.

Знаменательным является тот факт, что эволюция химических соединений в биологически важные, всё более усложняющиеся молекулы представляет собой широко распространённое во Вселенной явление, бесконечно повторяющееся там, где ему благоприятствуют условия.

Учёные призывают воздерживаться от одностороннего подхода к вопросу о природе внеземной жизни. Они высказывают предположения о возможности существования культуры насекомых, способной внешне объединяться в единый мощный интеллект; об электрических организмах, тела которых являются сверхпроводниками при нормальной температуре, и даже о возможном развитии жизни на уровне элементарных частиц, допуская при этом, что такие частицы сами по себе могут быть «замкнутыми мирами». Они полагают, что жизнь не может ограничиваться только земным вариантом, основанным на молекуле углеводорода, но может возникать и в результате множества альтернативных процессов, протекающих в условиях, пагубных для земной жизни. Следовательно, было бы ошибкой считать, что формы разумной жизни обуславливаются только наличием кислорода или определённым довольно узким диапазоном температур и атмосферных давлений, при которых в жидком состоянии может существовать вода.

Растущее убеждение, что солнечные системы часто встречаются у небольших старых звёзд и что там, где создаются благоприятные условия, должна развиваться химическая эволюция, порождающая генетически закодированную, способную к обмену веществ и самовоспроизведению форму жизни, привело многих экзобиологов, в частности фон Хёрнера, к предположению, что возможные 2% всех звёзд Галактики (2 миллиарда звёзд) окружены планетами с подходящими для зарождения жизни условиями.

Хотя по расчётам Хёрнера, разумные существа могли возникнуть в то или иное время на половине всех небесных тел, имеющих благоприятные для их зарождения условия, он считает, что продолжительность существования технически развитых цивилизаций колеблется в пределах всего лишь от 10 до 100 тысяч лет. Исходя из наиболее оптимистических данных, он вычислил, что расстояние между отдельными цивилизованными мирами нашей Галактики в среднем достигает 600 световых лет.

                            Генри Т. Симмонс. Поиски внеземных цивилизаций. Америка, № 221, март 1975 г.

***

В вопросе возможности жизни в космосе следует отдать приоритет нашему соотечественнику Константину Эдуардовичу Циолковскому.

К.Э. Циолковский известен у нас в стране и за рубежом в основном своими пионерскими идеями и работами в области ракето - и дирижаблестроения, путешествия человека с помощью ракет и ракетных поездов в космосе. К.Э. Ц. известен также как первый энтузиаст и страстный популяризатор идеи освоения человеком космоса. Вот пожалуй и всё, что известно о Циолковском рядовому достаточно эрудированному читателю.

Однако К.Э. Циолковский не только занимался конструкцией ракет и дирижаблей, популяризировал идею космических полётов и писал научно-фантастические повести на эту тему. К.Э. выпустил несколько книг посвящённых попытке философского осмысливания проблем мироздания. В этих работах он со свойственной ему простотой и оригинальностью излагает свои представления о Вселенной и её развитии, об образовании звёзд и планет, развитии жизни на них вплоть до появления разумных существ, пытается предсказать будущее человечества и жизни на Земле, говорит о разумных существах других миров, затрагивает вопросы этики и морали и многие другие.

Все эти работы Циолковского, к сожалению, стали библиографической редкостью, а его во многом спорные, но интересные идеи философского плана практически полностью замалчиваются. Сейчас, когда учёные всего мира ищут в космосе следы разума, строят гипотезы о существовании во Вселенной обитаемых миров, просто необходимо вернуться к соответствующим идеям К.Э. Циолковского, чтобы напомнить, что и в этом вопросе приоритет принадлежит нашей стране, К.Э.Циолковскому.

К сожалению, несколько однобокое представление в литературе фигуры Циолковского, более чем скромное освещение библиографами его космического мировоззрения приводит к тому, что перед современным читателем предстаёт образ этакого «технаря», сухого ограниченного человека помешавшегося на сугубо технических деталях дирижаблей и космических ракет.

Циолковский много размышлял над философией. Можно его сравнить с мыслителями Греции. Мыслитель (подч. авт. /прим. ред./) – к нему подходит. Уже в ранний период своей творческой деятельности К.Э.Циолковского занимают вопросы философского плана. Свои взгляды на мир, Вселенную, космос, человека К.Э.Ц. дополняет, уточняет, обдумывает в течение всей жизни. В наиболее законченном виде его мировоззренческие работы выходят в советское время в 20-30 годы. Все книги К.Э.Ц. написаны чётко, логично, при максимальном упрощении изложения, что делает их легкодоступными для массового читателя.

«Моя цель – в малом и доступном объёме дать много. Горю стремлением внушить всем людям разумные и бодрящие мысли. Притом я тружусь самостоятельно и ново, только основы научны, стары и известны. Множество имён, мнений и дат мешает главному – усвоению истины».

                                      К. Циолковский. «Растение будущего». Калуга, 1929 с.1
Многие работы К.Э.Ц. написаны таким образом, чтобы помимо освещаемого в книге основного вопроса, дать читателю представление обо всём мировоззрении автора в целом. По-видимому, опасаясь, что у читателя не будет возможности прочесть остальные работы, К.Э.Ц. стремился дать представление, хотя бы очень кратко, об основных своих идеях и представлениях в каждой выпускаемой им в печать брошюре. Так, например, в работе «Научная этика» (Калуга, 1930 г.) К.Э.Ц. говорит не только и не столько об этике, сколько излагает кратко своё представление о развитии Вселенной в целом.

Как особую ценность работ К.Э.Ц., выпущенные им в Калуге, следует отметить тот факт, что текст не был подвергнут рецензированию и редакторской правке. Это были «издания автора». Следовательно, манера изложения и содержание книг практически точно соответствует тому, что и как хотел сказать сам Циолковский. Именно благодаря этому сохранилась в неприкосновенности индивидуальность и оригинальность мышления автора.

Сложившаяся в настоящее время манера бесконечного и безжалостного рецензирования и правок рукописей авторов, лишает их работы черт индивидуальности и оригинальности. Полная беспомощность автора перед объединённым фронтом редакторов, корректировка рецензентов (когда рецензент подчас даже не в состоянии понять и оценить оригинальность и свежесть идей автора), полная безнаказанность рецензентов (пиши, что твоя левая нога захочет), установка: Рецензент всегда прав! – приводит к тому, что авторы вынуждены уродовать собственную рукопись, выбрасывать из неё всё действительно новое и оригинальное, всячески переделывать, пока она не удовлетворит всех, у кого есть право «не пущать». В результате работа становится рядовой, приниженной, усреднённой до разумения серого «большинства» и её информационная ценность практически равна «0». Так возникают миллионы пухлых томов по самым разным вопросам, перенасыщенные цитатами и ссылками, приносящие читателю головную боль и горькое сожаление о загубленном времени. В наш век насыщенный деятельностью, когда дорога каждая минута, выпуск подобной литературы хочется приравнять к диверсии, к сознательному торможению прогресса, к сознательному засорению, отравлению умственного потенциала людей никому не нужной макулатурой. Об отрицательном влиянии правок рукописей авторов на их информативность указывалось в одном из журналов «Наука и жизнь» (примерно 1967-68 годы).

Упомянутые произведения Циолковского позволяют чётко представить себе его мировоззрение. Основу его представляют следующие положения (три кита):

      1. Вечность и бесконечность пространства, материи и времени.

      2. Цикличность процессов во Вселенной, кругооборот материи.

      3. Неотделимое свойство материи – её чувствительность.

I. Устройство Вселенной

Согласно Циолковскому, три понятия характеризуют Вселенную: время, пространство и материя. «Нельзя вообразить себе вещество без времени и пространства» - говорит он, и продолжает: «Значит время и протяжение как бы неизбежная принадлежность вещества, его неотделимое свойство». Размышляя далее, Циолковский приходит к интересной мысли: «Мы думаем, что самое пространство и время как бы составлены из вещества». В работе «Любовь к самому себе или истинное себялюбие» (Калуга, 1928 г.) Циолковский снова повторяет: «Где есть пространство, там есть и материя. И самое пространство есть вещество». В своей брошюре «Воля вселенной» (Калуга, 1928 г.) он пишет: «Не может быть, чтобы не было где-нибудь материи, времени и пространства. Они бесконечны, непрерывны и вечны». Затем он пишет: «Есть ещё свойство материи, так же неотделимое от неё, как время и протяжение. Это – способность материи чувствовать горе и радость, или её чувствительность».

Согласно представлениям Циолковского (которые согласуются с тогдашним уровнем астрономических знаний), вселенная построена следующим образом. В бесконечном пространстве из бесконечной материи образуются эфирные острова (группы галактик). Каждый эфирный остров состоит из большого числа Млечных Путей (галактик), которые в свою очередь распадаются на отдельные Солнечные системы (звёзды со своими планетами и их спутниками - лунами).

В своих работах Циолковский останавливается более или менее подробно на вопросах космической механики (тяготение, движение звёзд и планет) и происхождения космических объектов, пытается наглядно представить масштабы космоса.

В своём труде «Любовь к самому себе или истинное себялюбие» (Калуга, 1928 г.) автор более подробно останавливается на описании строения солнечной системы. Образование планет по Циолковскому происходит согласно гипотезe Лапласа, т.е. в процессе образования Солнца, от него отделялись сгустки материи, которые затем развились в планеты. Этим объясняется тот факт, что планеты и Солнце состоят из одинакового вещества. Исходя из того, что состав звёзд Млечного Пути одинаков, Циолковский делает вывод, что каждое отдельное солнце должно быть подобно нашей планетной системе. Следовательно, делает он вывод, во вселенной существует огромное множество планет.

Межзвёздное пространство по Циолковскому заполнено веществом, называемым эфиром (подч. авт. /прим. ред./) . «Весьма вероятно, что он и есть источник Солнц и других небесных тел».

Свойства материи и динамика неба

«Атомное учение весьма упростило взгляд на строение вселенной, - писал Циолковский, - но мир должен быть ещё проще». Упоминая о радиоактивности, о протонах и электронах, Циолковский в конце концов приходит к мысли, что электрон должен состоять из ещё более мелких частиц – атомов эфира. Интересно, что Циолковский тут же восклицает: «Едва ли и эфир есть элемент». Циолковский принимает, что Вселенная состоит из атомов (условных) эфира. «Кроме них ничего нет. … Атомы эти вечны». По Циолковскому из этих атомов образуется вещество, миры, звёзды, галактики – разрушаясь, они снова дают эфир. Таким образом, совершается вечный кругооборот материи. Но по Циолковскому кроме этого кругооборота, происходит во Вселенной «общее усложнение материи, так что периоды несколько отличаются друг от друга, именно всё большей и большей сложностью вещества. Есть ли конец этому усложнению и не начинается ли снова упрощение - неизвестно».

II. Чувствительность – неотделимое свойство материи

Биологическая жизнь

Понятие «жизнь» Циолковский связывает со способностью ощущать. Он говорит: «Мы видели, что Вселенная состоит из атомов эфира (условно). Ясно, что всякому атому и принадлежит это свойство ощущать. Действительно, ведь каждое животное состоит из собрания атомов. Животное ощущает (подч. авт. /прим. ред./) . Чему же принадлежит это свойство, как не атомам, раз больше ничего нет. Отсюда вывод: весь мир или космос чувствителен, т.е. каждая его часть (подч. авт. /прим. ред./ ). Животное есть только кусочек вселенной. Но если некоторые её кусочки чувствительны, то почему же будут нечувствительны другие. Странно предполагать, что некоторые атомы мира одарены этим свойством, а другие нет. ..Где начинается и где кончается способность ощущать? Она, очевидно, свойственна всем животным, растениям и даже неорганическому миру - одним словом, каждому атому. … Нет ни одного свойства живого, которого бы не было и у мёртвого камня. Все механические, физические и химические процессы совершаются и там и сям, хотя и протекают с различной скоростью и не с одинаковой силой и сложностью. Это давно доказано глубокими натуралистами и повторять их доводы было бы скучно. Если же нет границ между живым и мёртвым в наблюдаемых доступных явлениях, … то их не может быть и в сфере ощущений. Но сила его (ощущения), конечно, бесконечно разнообразна. У высших животных она велика и носит условное название жизни или бытия, у низших – слабее (почти не существует), так же и у растений. В неорганической природе это ощущение так мало, так незаметно, что носит название небытия, смерти, покоя. … Но никак нельзя приравнять его нулю в математическом смысле. Нулей, вообще, нет в природе – ни в каких её областях, а есть только величины малые или большие. … Итак, ощущения каждого атома вселенной может быть только малым или большим, отсутствовать же оно не может. Атом эфира есть примитивный, простейший дух, … в смысле зачаточной способности ощущать в зависимости от окружающей его обстановки. Когда он попадает (случайно) в мозг человека, то ощущает как человек, когда попадает в мозг коровы, то и думает по-коровьему». Согласно Циолковскому, этот атом, попадая затем в неорганическую природу, погружается в небытие, как бы летаргический сон. «Название духа атому подходит только в том отношении, что он вечен, неразрушим, всегда был, есть и будет, никогда не перестанет ощущать сообразно обстановке или мозгу, в который он попадает… Атом есть особь (подч. авт. /прим. ред./) (индивид, примитивное Я)». Далее Циолковский говорит, что хотя атом и способен иногда ощущать очень сложно, в смысле действия он почти нуль (подч. авт. /прим. ред./) . Животное состоит из атомов как из кирпичей. В зависимости от того, в какую часть тела животного попал атом – таковы и его ощущения. Циолковский атомы в теле животного сравнивает со зрителями: «Игра на сцене погружает зрителей, даже против их воли, в те или другие ощущения, смотря по игре. В теле животного происходит обмен веществ, одни атомы уходят и погружаются в небытие, другие приходят и воспринимают ощущения жизни. Когда атом попадает в мозг, то он подвергается влиянию всех его частей. Между прочим и памяти. … Атому человеческого мозга представляется, что он существует в животном от его зачатия». …

«Сущность жизни Вселенной зависит от жизни и самочувствия атомов (подч. авт. /прим. ред./) . Каковы же они? Мы нарисовали облик Вселенной. В общем, это совершенство: отсутствие страданий, хотя есть немного и младенческих планет вроде Земли. Атом блуждает по всей Вселенной. … Пребывание в неорганическом мире почти неощутимо, не имеет времени, протекает моментально… Что же остаётся? Пребывание в животных. … Небытия как бы нет, потому что оно неощутимо. Оно громадно по отношению к абсолютному времени бытия, но оно субъективно не существует. Каждый атом может про себя сказать, что он непрерывно, безначально и бесконечно живёт интенсивной органической жизнью».

«… Счастье Вселенной есть счастье атома и обратно: счастье атома, т.е. моё счастье, зависит от счастья Вселенной. Если атом может попасть только в совершенное существо, если во Вселенной будут только такие, если в ней нет никакого зла, никаких страданий – то как же атом может быть несчастлив? Он всюду натыкается на одно счастье».

«Сознательные, разумные существа Вселенной поняли это, усвоили и стали жить и действовать так, чтобы в космосе не было никаких следов худого, никаких страданий, никаких заблуждений, никакой темноты. Поэтому достигнув могущества на некоторых планетах, достигнув совершенства, они распространили его на всю вселенную. Путём самозарождения, они заполнили миры своим совершенством, уничтожив безболезненно слабые, уродливые и несовершенные зачатки жизни… Может быть, одна из миллиарда планет, как наша Земля, оставлена для подновления жизни, в ожидании хороших, необычайных плодов в будущем».

Жизнь (субъективно) непрерывна, смерти нет

«Что жизнь, в общем, совершенна и прекрасна, мы это видели. Иной она быть не может, так как развитый разум зрелых существ себялюбиво (эгоистично) её не допускает». Циолковский с позиции способности материи чувствовать (подч. авт. /прим. ред./) рассуждает о проблеме смерти и приходит к выводу: «Время есть субъективное ощущение, и принадлежит только животному. Для мёртвого, неорганизованного оно не существует.

Итак, громадные промежутки небытия или пребывания материи в неорганизованном («мёртвом») виде как бы не существуют. Есть же только короткие промежутки жизни. Все они сливаются в одно бесконечное целое, так как большие промежутки – без времени, и потому могут считаться за нуль.

Мы все ошибочно думаем, что наше существование продолжается, пока только сохраняется форма тела, пока я Иванов. … Но «ощущение зависит не от формы, а от материи» (подч. авт. /прим. ред./). Если бы возможно было из массы Иванова сделать последовательно Петрова, Климова и т.д., то ощущала бы всё та же материя, но воображала и называла бы себя то Петровым, то Климовым. Вообразим, что человек заснул и видит себя во сне то Петровым, то Климовым, то медведем, то волком. Мыслить и чувствовать он будет, как разного рода существа и люди, но испытывать ощущения будет всё та же масса, то же Иванов, который был таким в бодрствовании».

По Циолковскому умирает форма – материя же, чувствующие ее атомы, проходя через небытие неорганизованной материи снова живут в другом существе. Циолковский восклицает: «Где же истинное начало жизни? Где первый гражданин Вселенной? Конечно, это атом или его более первобытная неизвестная часть. Признаём, условно, атом эфира за основную единицу Вселенной. Это и будет первобытный её гражданин».

Образование жизни на планетах

В своих трудах Циолковский подробно разбирает, какими должны быть условия на планетах, чтобы на них образовалась жизнь. Жизнь возможна на средних планетах, которые имеют твёрдую поверхность, жидкие океаны и атмосферу. В зависимости от температуры в образовании живых существ могут принимать участие разные элементы. В работе «Органический мир Вселенной» он пишет: «Определённое отношение между элементами коры и атмосферы в связи с температурой дают совершенно определённые физические и химические свойства имеющихся элементов. Это в свою очередь определяет биоэлементы или вещества, которые пригодны при данных условиях к образованию растений и животных (Тоже механистически прямолинейно).

Отсюда, на планетах разных типов различие организмов будет ярко выражено. Но развитие ума и познаний должно дать нечто общее (подч. авт. /прим. ред./). Их размеры разны, умы неодинаковой силы, состав тел различный, температуры их так же. Но характер их ума и познаний отражает одну и ту же Вселенную. Поэтому они сходны у всех зрелых существ Вселенной». Разбирая дальше вопрос о форме тел, Циолковский приходит к выводу, что, по всей видимости, у них будет одна пара ног и одна пара рук, органы чувств и мозг в передней части тела. «Конечно, тождества организмов не будет, но и не будет безобразия. Число чувств может быть различным. Перевес возьмут сухопутные существа над плавающими и летающими. Но и над сухопутными будут преобладать внепланетные (подч. авт. /прим. ред./) существа. Со временем на каждой планете жизнь совершенствуется, создаёт высшую ступень, далее которой идти невозможно вследствие её совершенства. Всё прочее ликвидируется, как ненужное». Таким образом развивается по мысли Циолковского жизнь на планетах путём самозарождения. Жизнь на планетах может появляется и другим образом – путём заселения планет уже готовыми высокоразвитыми разумными формами жизни, вышедшими в космос после саморазвития на какой-либо из планет.

Населённость Вселенной

«Спрашивается, почему бы на остывших телах Вселенной не зародилась жизнь, как она зародилась на Земле!» Многие планеты были непригодны, но не все же. «Если это допустить, то миллион миллиардов планет окажутся населёнными». Так считает Циолковский. Ведь поскольку во всей Вселенной процессы образования звёзд и планет едины, то в космосе должно быть огромное количество планет.

«Моменты рождения планет самые разнообразные и поэтому возраст планет столь же разнообразен». Прилагая ко Вселенной понятие «бесконечности времени», Циолковский приходит к выводу, что во Вселенной полно разумных существ с почтенным возрастом эволюции. Вывод: «Вся Вселенная полна жизни совершенных существ, которая ожидает и Землю и другие немногие планеты незрелого возраста»

. Циолковский считает, что могущественные разумные расы во Вселенной, помня о мучительном пути собственного развития, должны были на других планетах подавить ростки самозарождения и везде заселить своими потомками, как наиболее совершенными существами. (Гипнотическое влияние понятия «совершенное существо» - культ.) /прим. авт./. Он пишет: «Так поступали на большинстве планет Вселенной. Что же, в самом деле, допускать мучения несознательных существ, (Не эгоцентризм ли это?) (подч. и комм. авт. /прим. ред./) грызущих самих себя в течение миллионов лет.

Однако малая часть планет … предоставлялась самой себе. Наблюдали за ними, но не уничтожали жизнь, а позволили ей развиваться. … Не обращая внимания на питомники разума, подобные земному шару … можно сказать, что Вселенная полна разумными, могущественными и счастливыми существами. Их гений и могущество и заселили Вселенную, избавив её от мук самозарождения».

В другом месте Циолковский пишет: «Итак, существа подобные совершенному человечеству, заселяющие космос, составляют сложные и прекрасные организации, под управлением президентов, с их многочисленными помощниками. Не считая же помощников, видим управителей: планет, солнечных систем, групп солнц, млечных путей и так далее, вероятно без конца.

Последний управитель, возможно, - вся Вселенная, вся её бесконечность. (Мысль!) (подч. и комм. авт. /прим. ред./) Она и составляет наше божество, в руках которого мы всегда находимся, находились и будем находиться. Свойства этого божества, как мы видели, добрые (подч. авт. /прим. ред./) . Но они ещё в наших глазах повысятся, когда мы проникнем ещё глубже в тайны космоса».

III. Иная, более разреженная материя, иные миры, иные существа

Циолковский считает, что наряду с цикличным процессом создания солнц и их разрушения до рассеянной материи, во Вселенной с течением времени идёт очень медленный процесс усложнения материи в целом. Исходя из этого, через огромный промежуток времени материя нашей Вселенной превратится в более плотные вещества, чем теперь, и из этих новых веществ будут построены тогда миры с их солнцами, планетами и живыми существами. Через огромный промежуток времени «образуются такие плотные небесные тела и существа, что мы, в сравнении с ними, легко можем быть приняты за материальные «духи», за существа почти бестелесные.

Но будем ли мы тогда? Возможно, что будем. Не всё прогрессирует, не всё идёт вперёд, не всё резко меняется. Возьмём в пример органический мир Земли. Протекли миллионы лет, но не все существа превратились в человека.

Так и мы можем застыть в нашем развитии. То есть одновременно по Вселенной могут жить и плотные существа (будущие) и сравнительно бесплотные (настоящие).

Теперь возьмём прошедшее. Ведь оно также беспредельно, как будущее. Тогда … вещество (было) менее сложно, менее плотно и более упруго. Из него были составлены «мёртвые» небесные тела и живые организмы, несравненно более лёгкие. Пятясь так далее, встречаем новые кадры существ, содержащих всё менее и менее материи. Одним словом, сзади мы получим то же, что и впереди, только ряд, по своей плотности будет нисходящим. Бесконечное будущее ещё нам не доступно, но прошедшее должно оставить свои следы. Оно существует, и мы окружены бесчисленными отрядами живых существ, каждый из которых «бестелесен» по отношению ко всем последующим и грубо материален по отношению ко всем предыдущим…

Если материя существует в разных видах от почти нематериального эфира до поразительно плотных веществ, скопившихся в центрах солнц, то почему же одновременно не существовать и бесчисленным кадрам живых существ прошедших времён?

Но ведь то, что совершается или уже совершилось в нашем плотном мире, также совершалось в других, невидимых нами мирах, хотя и в другом роде. Там также были совершенные своего рода организмы, их союзы, выборы высших из высших, совершенство и могущество которых невообразимы.

Итак, мы – плотные существа окружены кадрами не только таких же плотных, но совершенных и могущественных существ, но и кадрами существ эфирных, число которых бесконечно, как бесконечно прошедшее время. Каждый из этих кадров эфирен в отношении последующих и грубо плотен по отношению ко всем предыдущим. Какие отряды эфирных существ имеют на нас наибольшее влияние – ближайшие или дальнейшие, менее плотные – нельзя решить, скорее ближайшие.

Многое необыкновенное, что случается с нами, может быть объяснено вполне научно окружающей нас безмерной, мало постижимой и непредвиденной сложностью космоса. Не только распоряжается ОН (в узком смысле мёртвых явлений неорганического мира), но и Eго, подобные нам, плотные существа иных солнечных систем. Но и этого мало; ещё могут вмешиваться в наши земные дела бесчисленные кадры существ иных эпох, которые, в сравнении с нами, почти бестелесны. Организации их и их президенты могут обладать невообразимым могуществом, подобно организациям плотных существ иных миров…

Мы видим, что смерть есть только разрушение союза. Граждане (атомы) после неё вступают в другие союзы (рождение или воплощение) и, стало быть, продолжают сложную жизнь. Но ведь распадение может быть разных родов: на клеточки, молекулы, атомы, электроны, эфирные частицы и т.д. без конца (Поедание мяса – усвоение характера животных.) /прим. авт./ ». Отсюда - делает вывод автор – существует возможность воплощения в любых существах как плотных, так и любой степени неплотности.

«Приходишь невольно в восторг от ожидающего нас разнообразия во Вселенной: возникновение в существах подобных нам, только совершенных, довольных и счастливых, воплощение и жизнь в «духах» - бесчисленного числа категорий (по скачкам времени и плотностям). Каковы же эти жизни! Какое разнообразие, какая сложность, какие познания, какие блаженства в них таяться! … Или небытие (спокойствие - нирвана), или жизнь великая и прекрасная».

Нравственность (этика) земли и неба

«Этика космоса, т.е. её сознательных существ состоит в том, чтобы не было нигде никаких страданий: ни для совершенных, ни для других недозрелых, или начинающих своё развитие животных. Это есть выражение чистейшего себялюбия (эгоизма). Ведь если во Вселенной не будет мук и неприятностей, то ни один её атом не попадёт в несовершенный страдальческий или преступный организм. Одним словом, тогда примитивный гражданин вселенной, т.е. атом не сможет вселиться в дурное общество, ибо их совсем не будет.

… живые миры распадаются на две группы: одна большая, населена существами совершенными; другая, в миллиарды раз меньшая, подобная Земле, состоит из существ незрелых, но подающих надежду. В мирах совершенных хорошее только поддерживается. Всякое уклонение ко злу, или страданиям тщательно исправляется. Каким путём? Да путём подбора: плохое или уклонившееся к дурному оставляется без потомства.

Могущество совершенных проникает на все планеты, на всевозможные места жизни и всюду. Оно без страданий уничтожает несовершенные зачатки жизни. Эти места заселяются их собственным зрелым родом. … В этом заключается главный акт деятельности совершенных, главная их нравственность.

Второй акт нравственности совершенных состоит: в уменьшении таких планет [как Земля], в непрерывной поддержке таковых, в наблюдении за их развитием и движением к совершенству. Тайные их силы, порою, вмешиваются и исправляют ошибочные шаги зарождающихся существ. То вмешательство это очевидно, то оно невидимо. Если и вмешательство не помогает, и ничего кроме страданий не предвидится, то и весь живой мир безболезненно уничтожается. Так натуралист, добивающийся вывести лучшую породу растений или животных, при неудаче, уничтожает все свои труды, чтобы начать их снова.

Когда на планете существа достигают хотя слабой степени самосознания, то появляется этика – борьба с ошибками, стремление к совершенству, к уничтожению мук ». (Верно!) /прим. авт./ Автор задаёт себе вопрос: «Какова же этика таких планет, подобных Земле?», и отвечает: «Нравственность Земли такая же, как и небес: устранение всяких страданий. Эту цель указывает разум. Этика человека есть сложное и громадное учение. Мы показали его основы. Можем привести ещё тут несколько очертаний.

Прежде всего нужна для трудящихся полная свобода слова, печати, собраний, вообще, всех таких действий, которые не сопровождаются насилиями над другими лицами. … Насилию подвергаются только насильники. Ограничивают их свободу и размножение настолько, чтобы избавиться от распространяемого ими зла. Мести, как наказаний совсем не должно быть.

Но свобода возможна только тогда, когда каждый человек, не насильник, имеет независимые от людей средства к жизни. Для этого у всякого должно быть право на почву, труд, должность или другое, к чему он склонен и что даёт ему необходимое для жизни. От насилия он будет ограждён, от нужды избавлен. К чему же ему тогда притворяться или лицемерить! Начнётся борьба убеждений. Сначала это будет рознь и множество заблуждений, но потом одолеет истина, потому что она сильнее всего. Истина укажет на лучшее общественное устройство. Оно состоит в том, чтобы самая лучшая часть человечества управляла Землёй, чтобы каждый, сообразно своей полезности людям, занимал соответствующее место. Управление лучшими людьми, высшими представителями человечества, даёт единение. Единение избавит народы от войн и других видов самоистребления (или ослабления), укажет на общий алфавит и язык, научит каждого гражданина и даст ему знания, сообразные его умственным силам. Оно обеспечит благосостояние и сделает всех счастливыми. Породы людей будут искусственным подбором улучшаться и достигнут невообразимой умственной и нравственной высоты. Не только постепенно избавятся от животных, но и от преступных элементов самого человечества. Избавятся даже от несовершенных существ, но, разумеется, не сразу. Нигде не будет никаких страданий и ничего несознательного, кроме растений и подобных им организмов, не подверженных заметным мукам. Не будет стенаний от смерти, убийств, неудовлетворённых страстей, от боли, голода, жажды, холода, ревности, зависти, уничтожения и страха. (Эмоции на полевом уровне) /прим. авт./ . Страх естественной смерти уничтожится от глубокого познания природы, которое с очевидностью покажет, что смерти нет, а есть только непрерывное, сознательное и блаженное существование».

Современное состояние Земли

Жизнь появилась на Земле путём самозарождения и прошла длительный путь развития до человека. «Состояние животных совершенно несознательное, сонное. Они не знают ни своего прошедшего, ни будущего, ни пути к счастью… взаимное их жестокое поедание едва ли доставляет им удовольствие.Большинство человечества малосознательно. Его представления о мире близки к представлениям 5-летних детей и высших животных… Мысли о бессмертном бытие не научны. Религии состоят из ряда добрых правил с обильною примесью суеверий и вредных законов и обычаев. … Люди не жаждут страстно объединения человечества, не знают цены учёным, изобретателям и, вообще, людям мысли. Они не понимают крайней важности размножения, улучшения рода и разумного милосердия ко всему чувствующему. Перед их глазами только гаденькая никому не нужная жизнь, грязная могильная яма и конец».

Будущее Земли и человечества

«Размножение животных и несовершенных людей пока необходимо и даже – усиленное размножение. Без переполнения Земли невозможно обладать ею. Но чем полнее будет население Земли, тем строже будет отбор лучших, сильнее их размножение и слабее размножение отставших. В конце- концов, последние исчезнут для их же блага, так как воплотятся в совершенных формах».

Циолковский рисует для Земли следующий путь в будущем:

      1). Размножение и завоевание всех плодородных земель, для чего уничтожаются тропические леса и заселяются подходящей культурой.

      2). Освоение площади океанов путём выдвижения плотов с почвой и растениями.

      3). Когда населения станет много, освоить космическое пространство в Солнечной системе.

На Земле животные и ненужные для человека растения будут уничтожены. «Человечество будет путём подбора и браков совершенствовать само себя». Цель усиленного размножения в том, что чем больше населения, тем совершеннее его члены и тем выше общественное его устройство.

Таким образом, рисуя картину будущего на Земле, Циолковский призывает к полному преобразованию Земли, атмосферы и самого человека. Земле отводится роль опоры, базы для экспансии человека в космосе. Несовершенная жизнь на других планетах должна быть уничтожена, чтобы атомы вселенной не страдали, попадая в несовершенные существа.

В чём же должно быть истинное себялюбие? – задаёт вопрос Циолковский. «Довольно рассмотреть выгоды одного атома, чтобы определить выгоды всех. Атом, переходя из организма в организм, всегда будет жить. Он будет счастлив, если все организмы природы будут счастливы, т.е. не будут испытывать никаких страданий. Как же этого добиться сознательному существу? Для этого оно должно стремиться к следующему (Перекличка с установлениями индийских учений? Не из одного ли источника!) /прим. авт./ :

      1. Самому быть счастливым, насколько возможно.

      2. Не надо никому причинять насилия, потому что оно заставляет страдать насилуемых.

      3. Надо обезвреживать существа, причиняющие насилия, но с наименьшими страданиями для них: чтобы и насильники получили наименьшие огорчения. (Способ: убеждение или ограничение свободы.) /прим. авт./ .

      4. Надо всем стремится к тому, чтобы не было несовершенных существ, например, насильников, калек, больных, слабоумных, несознательных и т.п. О них должны быть исключительные заботы, но они не должны давать потомства. Так безболезненно, в возможном счастье, они угаснут.

      5. Не должно быть в мире несознательных животных, но и их нужно не убивать, а изоляциею полов или другими безболезненными способами останавливать их размножение.

      6. Надо употреблять все меры, чтобы увеличить население Земли. Только тогда, когда оно возрастёт в 500-1000 раз, человек будет в силах успешно бороться против размножения несовершенных людей и животных.

      7. Надо после этого стремиться к усовершенствованию людей, так как и самые лучшие из них далеки от идеала: неразумны, недолговечны, болезненны, подвержены страданиям и т.д. Когда ни на суше, ни в океанах, ни в воздухе не будет страданий, то ни один атом, блуждающий на Земле или небесах, не может попасть в дурной организм и воспринять его страдания на Земле. Сейчас она ещё не доросла до совершенства…

В этих стремлениях и заключается истинное себялюбие. Короче, оно в том, в таких наших поступках, при которых всякому атому вселенной было бы только хорошо».

IV. Разум во Вселенной. Воля Вселенной. Воля человека

Автор считает, что воля разумного существа, например человека, это условная воля. (подч. авт. /прим. ред./) «Условная воля есть воплощение наших мыслей и желаний в жизнь. … Нет ничего выше сильной и разумной воли. Один разум без воли – ничто и одна воля без разума тоже ничто. Каждое существо должно жить и думать так, как будто оно всего может добиться рано или поздно. … Воля зависит от устройства головного мозга. Высший мозг получился от развития мозга низших животных. Все животные и растения произошли от сложной органической материи. Последние – от неорганической материи. Развитие же органического мира невозможно без какой-либо энергии, например, энергии Солнца. Ясно, что жизнь, разум и волю породила постепенно природа. Человек рождён Землёю, Земля – Солнцем, Солнце произошло от сгущения разряженной газообразной массы. Эта – от ещё более разряженной материи, например, от эфира.

Итак, всё порождено Вселенной. Она – начало всех вещей от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной. Она дала ему разум и ограниченную волю. Ограниченную, потому что всегда может вмешаться громада Вселенной, исказить, нарушить и не исполнить волю одного разума. Поэтому вернее думать и говорить, что всё зависит от Вселенной. Мы предполагаем, а Вселенная распоряжается, как хочет, без церемонии разрушая наши планы и даже разрушая всю планету со всеми её разумными существами.

Если нам и удаётся исполнить свою волю, то только потому, что нам это позволила Вселенная. Она всегда имеет множество способов и причин затормозить нашу деятельность и проявить иную, высшую волю, хотя и наша воля только воля Вселенной». В доказательство Циолковский приводит следующую цепь рассуждений: «(Линейность, механицизм.) /прим. авт./ . Наши сегодняшние события (например, этого года) – результат прошлых (прошлого года), события будущие (будущего года) будут вытекать из событий настоящего. Эту цепочку можно продолжить в обе стороны на любую длину. В конце концов, всё, что совершается, имеет источником давно прошедшие времена, когда не было даже и следа животных. Наша воля, наши поступки – настоящие и будущие – результат давно прошедших времён. А эти родились от времён ещё более ранних. Миллиарды миллиардов лет тому назад – вот времена, вот состояние мира, послужившее причиною современных и будущих явлений.

Имеем ли мы право говорить о воле Вселенной? … Можно ли говорить о воле космоса?» Циолковский отвечает на этот вопрос так: «Раз всё зависит от устройства Вселенной (в настоящий или давно прошедший момент), то значит она, или её неизвестная причина имеет волю. Если воплощение наших мыслей и желаний в жизнь – есть воля. И если эта воля не абсолютна (не все наши желания воплощаются в жизнь). И если мы часть природы, продукт Вселенной, то наша воля есть часть воли природы, воли Вселенной. Поскольку воля есть у нас – воля должна быть и у Вселенной. Конечно же, неизмеримо более сильная воля (Мои мысли) /прим. авт./ .

Какова же эта воля? «Качество воли укажет нам и на качество Вселенной или её причины. Если говорить о современном состоянии Земли, то воля космоса проявляется как воля неразумного существа. В самом деле, в делах Земли, в делах человечества мы видим смесь разумного с глупым, доброго с жестоким. Зачем нищета, болезни, тюрьмы, злоба, войны, смерть, глупость, невежество, ограниченность науки, землетрясения, ураганы, неурожаи, засухи, наводнения, вредные насекомые и животные, ужасный климат и т.п.? Смотря лишь на Землю, мы должны бы волю космоса сравнить с волей ограниченного существа. Но всегда ли будет Земля и человек в этом состоянии?»

Циолковский прилагает к развитию жизни на Земле временную шкалу и утверждает, что развитие не закончено, оно продолжается по пути от худшего к лучшему, т.е. жизнь (человек) совершенствуется и Циолковский делает вывод: «Итак, есть полное вероятие в том, что воля космоса и на Земле проявится во всём блеске высочайшего разума. Совершенное состояние Земли продолжится очень долго, в сравнении с горестным её положением, каково настоящее. И тогда, в счастии, блаженстве, высший потомок человека скажет: воля космоса проявляется, как воля мудрейшего и всесильного существа».

Циолковский ставит вопрос: «Почему космос не сразу создал счастье, а заставил часть материи испытать прежде сумбур мук и страстей?» Ход рассуждений Циолковского следующий: Цель развития жизни на Земле создание высокоразумного существа – человека будущего. Человек мечтает выйти в космос и не только завоевать свою солнечную систему, но и посетить иные. Человек будущего будет знать, какой тяжёлый путь прошла органическая жизнь Земли, сколько страданий перетерпели её существа. Поэтому (по мысли Циолковского) человек будущего безболезненно ликвидирует всё несовершенное (зачаточное) на других планетах и заселит их своим совершенным поколением. Не будет ли это жестокость? Будет ли это правильно? Откуда человек будет знать, что он уже совершенен? Циолковский думает о том, что «если бы Земля прямо была заселена сознательными существами, тогда не было бы этого хвоста страданий и безумия».

Однако, размышляет Циолковский, в нашей Солнечной системе одна планета с условиями благоприятными для развития высшей сознательной жизни, но в нашем Млечном пути (Галактике) более миллиона солнечных систем, подобных нашей. В нашем Эфирном острове около миллиона млечных путей и т.д. Ограничиваясь нашим Эфирным островом можно сказать, что в нём миллион миллиардов планет пригодны для развития совершенной жизни. Время зарождения жизни и её расцвета на разных планетах конечно же было разное. Поэтому существует огромное количество планет, жизнь на которых уже давно прошла путь до создания высших разумных существ. Так как будет думать совершенный человек будущего, тем более думало высшее существо на высшей планете. И не только думало, но нашло тысячу возможностей осуществить свои разумные желания.

Циолковский приходит к выводу: «Итак, разум и могущество высших существ, зародившихся на высших планетах, ликвидируют зачаточную жизнь на иных планетах и заселяют их своим потомством. Выходит, что Вселенная заполнена только совершенными существами. Только немногие планеты потерпели чашу страданий, так как жизнь на них началась самозарождением. Если вы в течение всей своей счастливой жизни мучились только одну секунду, то можно ли вашу жизнь считать неудачной.

Из всего выше приведенного Циолковский делает вывод: «Космос породил не зло и заблуждения, а разум и счастье всего сущего. Чтобы понять это, надо только стать на высшую точку зрения: вообразить будущее Земли и обнять разумом бесконечность Вселенной. Тогда мы увидим, что космос подобен добрейшему и разумнейшему животному».

Стихийные бедствия? Угасание или взрывы солнц, разрушение планет? Высшие разумные существа умеют их предвидеть и вовремя принимают меры для своего спасения. Циолковский считает, что все солнца погаснуть не могут, жизнь в космосе никогда не прекратится. «Этого не может быть. Количество возгорающихся солнц не меньше, чем их угасает. Вселенная всегда была и будет, в среднем, в том виде, в каком мы наблюдаем её сейчас. Жизнь каждого светила периодична и повторяется множество раз. Также и группы светил, например Млечного пути. Мы доказываем, что воля Вселенной прекрасна, потому что в общей картине космоса мы ничего не видим, кроме блага, разума, совершенства и их субъективной непрерывности, безначальности и бесконечности. Если космос имеет причину, то и причине этой мы должны приписать такие же свойства – всеобщей любви».

V. Высшие существа. Вмешательство в жизнь на Земле

«Мы уверены, что зрелые существа Вселенной имеют средства переносится с планеты на планету, вмешиваться в жизнь отставших планет и сноситься с такими же зрелыми, как они. Люди Земли когда-нибудь объединятся и всеми ими будет управлять один избранный совет, под руководством президента, избранного советом. Это случится, сравнительно скоро.

Какая же это должна быть могущественная и мудрая организация. Мы говорим про существа подобные людям, только более совершенные. Между ними могут быть всевозможные породы, приспособленные к жизни на всяких планетах, например на Земле. Однако большинство их однообразно и приноровлено к жизни в эфире. Но нужны и такие, которые могли бы водворить порядок и на всех планетах. Порядок этот состоит в том, что на небесных телах устраняются все страдания. Значит можно ожидать, что эта могущественная организация может проникнуть на любую планету, например на Землю».

Отчего мы не замечаем до сих пор следов её деятельности? Автор делает вывод, что поскольку раньше никто не допускал возможности небесных сношений, в особенности путешествия вне Земли. Поэтому установилось мнение, что они невозможны. Поэтому все факты, если они и были, начисто отрицались людьми науки. Автор говорит о том, что «отмечено в истории и литературе множество необъяснимых явлений. Следует относиться к таким «непонятным» явлениям внимательнее.

Может быть вмешательство иных существ в жизнь Земли ещё не подготовлено развитием большинства людей. А может быть оно бы повредило человечеству в настоящее время. Большинство людей совершенно невежественно смотрит на Вселенную почти так же, как животные. Религиозные его взгляды – сплошное суеверие. Если бы они увидели вмешательство иных существ в земные дела, то сейчас бы поняли это с точки зрения своей веры. Проявился бы фанатизм с его преступлениями и больше ничего».

Рассуждая на тему, почему силы иных миров не вмешиваются и не останавливают, например, войны, автор приходит к выводу: «Что делать, люди таковы, что только тяжкие страдания могут их переделать и вести к лучшему». Далее автор говорит: «Есть ряд явлений… Они говорят нам о проникновении каких-то разумных сил в наш мозг и вмешательстве их в человеческие дела. Я сам два раза в жизни был свидетелем таких явлений и потому не могу их отрицать. По-видимому, такие явления случались и с другими. Я допускаю, что некоторая часть такого рода явлений не иллюзия, а действительное доказательство пребывания в космосе неизвестных разумных сил, каких-то существ, устроенных не так, как мы, по крайней мере, из несравненно более разряженной материи. … Они также проявляют себя добрыми поступками. Это понятно, потому что разум и выгода всех существ космоса и всех времён(подч. авт. /прим. ред./) состоит в том, чтобы не было ничего несовершенного, никаких страданий. Ведь, если будут страдания, то не избежать их и атому. Нет страданий – не будет мучиться и атом (или более мелкая его часть, вообще неизвестная сущность материи)».«Воля вселенной», 1928 г.

                                            г.Минск,1986 г.

                                            (Диагностика А. А. Павловича).

Приложение

Высказывания современников на философию Циолковского

22 декабря 1929г. А. Шершевский

«Вы ошиблись (к счастью!) только в одном: эволюция к великому будущему пойдёт значительно быстрее, чем вы мечтаете».

6 января 1930г. А.Н.С.

«…Построение же общества людей на Земле, в далёком будущем, путём пропорциональных группировок, с выделением совершенных в особую корпорацию – мне понятно и кажется вполне вероятным. Я допускаю, что только гении и совершенные люди могут стать руководителями и вожаками общества по пути прогресса».

1929-30 г. Т.А.У.

«Итак – ваши печатные труды бесповоротно сменили в моём сознании все книги так называемого священного писания».

1930г. Москва. Студент Н.И.

«Мне кажется, что если бы эти три книги (Причина космоса, Монизм вселенной, Будущее земли и человечества) были распространены так, как распространена религиозная литература, то давно бы не было так называемых «верующих», было бы гораздо меньше зла, несчастий и преступлений».

(добавлено редактором) :

В.И. Куликов. Октябрь 1991 г

К.Э. Циолковский и В.И. Вернадский – двойное воплощение апостола Петра.

Письма Н.К. Рерих в Америку. 01.05.1946 г.

…Все время слышим о чем-то опоздавшем, пропавшем. “Замедление – смерти подобно” – этот завет Петра звучит как глас трубный. …

Хронология основных научных трудов

      5 (17) сентября 1857 - рождение Константина Эдуардовича Циолковского.

      1868 - переезд в Вятку.

      1869 - поступил в первый класс мужской Вятской гимназии.

      1873 - приезд в Москву, встреча с основоположником русского космизма Н. Ф. Фёдоровым.

      1876 - возвращение в Вятку.

      1880 - переезд в Боровск. Первая статья «Графическое изображение ощущений».

      1881 - «Теория газов».

      1882 - «Механика подобно изменяемого организма».

      1883 - «Продолжительность лучеиспускания Солнца».

        - «Свободное пространство».

        - «Возможен ли металлический аэростат».

      1886 - разработка аэростата собственной конструкции.

        - «Теория и опыт аэростата, имеющего в горизонтальном направлении удлинённую форму».

      1887 - приезд в Москву.

        - доклад «О возможности постройки металлического аэростата, способного изменять свой объём и даже складываться в плоскость».

        - «На Луне» (первое свое научно-фантастическое произведение).

      1890 - «О возможности построения металлического аэростата».

      1891 - «К вопросу о летании посредством крыльев».

        - «Аэростат металлический управляемый».

      1892 - переезд в Калугу. Встреча с учёными А. Л. Чижевским и Я. И. Перельманом.

      1893 - «Тяготение, как главнейший источник мировой энергии».

      1894 - «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина».

        - «Железный управляемый аэростат на 200 человек, длиною с большой морской пароход».

      1895 - «Грезы о земле и небе».

      1896 - cтатья о других мирах, разумных существах с других планет и об общении землян с ними.

      1903 - «Исследование мировых пространств реактивными приборами.».

      1904 - «Этика, или естественные основы нравственности».

      1911 - вторая часть «Исследование мировых пространств реактивными приборами».

      1918 - избрание в число членов-соревнователей Социалистической академии общественных наук (с 1924 года – Коммунистическая академия).

      1919 - член Русского общества любителей мироведения.

      1924 - «Космический корабль».

      1925 - «Монизм вселенной».

      1927 - опубликована теория и схема поезда на воздушной подушке.

        - «Космическая ракета. Опытная подготовка».

        - «Общечеловеческая азбука, правописание и язык».

      1928 - «Труды о космической ракете 1903—1907 гг.».

        - «Воля вселенной».

        - «Любовь к самому себе или истинное себялюбие».

      1929 - «Космические ракетные поезда».

        - «Реактивный двигатель».

        - «Цели звездоплавания».

        - «Растение будущего».

      1930 - «Звездоплавателям».

        - «Научная этика».

      1931 - «Происхождение музыки и её сущность».

      1932 - «Реактивное движение».

      1933 - «Топливо для ракеты».

        - «Звездолёт с предшествующими ему машинами».

        - «Снаряды, приобретающие космические скорости на суше или воде».

      1935 - «Наибольшая скорость ракеты».

      19 сентября 1935 года - Константин Эдуардович Циолковский умер в Калуге.

                                    (Константин Эдуардович Циолковский / Википедия)

                                    Редакторы - А.A.Павлович, В.Ф.Танюкевич