От редактора

Пришедшее примерно лет 10 назад в одну организацию письмо, прочитанное, обдискуссированное,уложенное в архив и аккуратно забытое, вдруг всплыло в моем сознании, как стимул, побуждающий сделать осознанный шаг по пути людей, стремящихся вернуть высокому понятию его первоначальный, незамутненный идеологическими клише и незапятнанный кровавыми пятнами «классовой борьбы» смысл. Всем сердцем поддерживая благородные порывы изначальных авторов этого письма,я позволил себе отредактировать его по двум пунктам:
а) Лишил текст одностороннего делегирования к личности, авторитетной для авторов,но могущего вызвать отторжение у читателей, имеющих не менее значимых собственнных авторитетов.
б) Ввел в текст высказывания других мыслителей на излагаемую тему, придав тем самым данному тексту еще большую всеохватность и убедительность. Вышесказанное является своего рода превентивной реакцией на возможные обвинения в плагиате,что меня, утверждающего чистоту помыслов и поступков, не может не беспокоить. Я не претендую на авторство, не навешиваю на предлагаемый материал мантию научного исследования.Просто нашел забытое, отер запыленное и запустил еще одну «звезду» «…в вечный день Пространства–потому что не может быть ночи там, где сияют миллиарды звезд ».

К слову о Новом коммунистическом движении

                          Он управился уже на ходу — открыть первую причину землетрясений, вулканов и векового переустройства земного шара. Эта причина, благодаря сообразительности пешехода, заключалась в переменном астрономическом движении земного тела по опасному пространству космоса; а именно как только, хотя бы на мгновенье, земля уравновесится среди разнообразия звездных влияний и приведет в гармонию все свое сложное колебательно-поступательное движение, так встречает незнакомое условие в кипящей вселенной, и тогда движение земли изменяется, а погашаемая инерция разогнанной планеты приводит земное тело в содрогание, в медленную переделку всей массы, начиная от центра и кончая, быть может, перистыми облаками. Такое размышление пешеход почел ничем иным, как началом собственной космогонии, и нашел в том свое удовлетворение.

А.Платонов «Ювенильное море»

В середине XIX столетия К. Маркс и Ф. Энгельс, в знаменитом "Коммунистическом манифесте" сказали фразу, ставшую исторической: "Призрак бродит по Европе—призрак коммунизма "Перефразируя ее можно заявить :"Призрак бродит по Руси - призрак коммунизма" (под словом Русь подразумевается славянство). Русь стоит на пороге обновленного коммунизма, ключевые слова которого - Община и Братство! Демократы могут успокоиться, это не тот искаженный коммунизм, который мы строили 70 лет. Коммунисты , умерьте радость, ибо это не тот коммунизм, о котором мечтаете вы. Это Истинный Коммунизм, который подготавливали Будда и Христос, Платон и Конфуций, Ориген и Я. Бёмэ, С. Радонежский и С. Саровский, Т. Мор и Т. Кампанелла, X. Розенкрейц и граф Сент-Жермен, В. Ленин, Рамакришна и Вивекананда, Шри Ауробиндо и Д.Андреев, Е. Рерих и М. Ришар (Мать), П. Иванов и многие другие духовные подвижники . Готама Будда дал миру законченное учение коммунизма. До Готамы был целый ряд подвижников Общего блага, но учения их распылились сотнями веков. Поэтому учение Готамы может быть принято, как первое Учение знания законов материи и эволюции мира. Истинные знания утверждают, ступень грядущего Нового Мира определилась точно. Обшина, как созревший плод развития жизни, суждена человечеству нашей планеты. Великими Силами Света, Старшими Братьями человечества сделано все, чтобы подготовить человеческое сознание к наступлению Великой эпохи Матери Мира и Владыки Майтрейи, к началу воплощения заповеданной издревле мечте - к Братству всего человечества!

Решено будущую судьбу вложить в жизненные условия кооперации духа. Трудность - в новом делении человечества. Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяется сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет лучшие слои человечества. Без деталей надо провести общую светотень, как бы призыв в новую армию. Как трудно отобрать, не прибегая к особым мерам!

Озарение, 2-IV-21

Невежественный, убогий коммунизм и насилие над свободой мысли, преподанные Марксом, обернутся в общинное начало Будды и Христа, осознанные, как кооперация и сотрудничество народов Новой Эры. Новое понимание науки биологии, новые открытия раздвинут горизонт мышления, а новые лучи утончат плотную завесу, разделяющую мир плотный от мира тонкого. В переживаемое нами время хаотического смешения всех понятий и ценностей, время борьбы истинного знания с тьмою невежества, все становится близко и возможно. Наблюдая за ходом событий, можно видеть, куда склоняется чаша осуждения. Космическая, зрячая Справедливость, или Целесообразность, совершает свой отбор.

Письма Е.И.Рерих 12.06.1944

Но «коммунизм» оявится скоро, как исторический оборот спирали эволюции. Всей Азии и всем странам, оставшимся на огрызке Европы, придется перестроиться на яром мощном строительстве на кооперативных началах или на страстно «усовершенствованном коммунизме».

Письма Е.И.Рерих 27.05.1952

Если мы проследим историю развития человечества нашей планеты, то должны признать, что вся культура, начиная с ее зачатков, и вообще все развитие человечества начинается только после того, как первобытный человек, оставил свое одинокое, полуживотное прозябание и перешел к общинной жизни. Это первоначальная община, будучи, в сущности разросшейся семьей, является исходной точкой нашего круга развития. Действующий в этом направлении закон развития жизни неизменно должен привести человечество к такой конечной точке, которая будет напоминать исходную точку, но будет выше ее во всех отношениях. Таким образом первобытная община -семья является прообразом сожития людей в Новом Мире, человечество должно прийти к общине – семье, но на более качественно высшем уровне! Напомним, что во главе каждой первобытной общины - семьи стоял умудренный житейским опытом патриарх, который был и правителем, и вождем, и судьей, и жрецом, который осуществлял все важнейшие функции правления и пользовался правом решающего голоса во всех делах и вопросах, во всех спорах и сомнениях. Это был бесспорный авторитет, с голосом которого все считались и власть которого никто не оспаривал. Его право на власть было естественно и вытекало из законов Природы, из богатого жизненного опыта и из явного ДУХОВНОГО ПРЕВОСХОДСТВА. Руководимая таким патриархом община была в полном смысле слова, одной семьей, где каждый работал не для себя, но для общины и где один был за всех и все за одного. По мере того, как число людей на земле умножалось, малые общины и роды превращались в большие и малые государства. Такой же путь развития, очевидно будет и в Новом Мире: от малых общин - семей к Государству- Обшине ( Мировой Общине). Великий древнегреческий философ Платон разработал в своем учении "О государстве" тип идеального государства , к которому человечество возможно и придет. Но это дело будущего, сейчас же следует разобраться и решить насущный вопрос -создание малых семей - обшин.

"Природа хочет, чтобы люди собрались в ядро естественного характера. Ядро людское состоит из людей, соединенных между собой силами любви в одно целое. Подобно этому атомное ядро состоит из протонов и нейтронов, соединенных между собой ядерными силами в одно целое"

П. Иванов

Итак, человек первобытной общины ,следуя законам эволюции по нисходящей спирали, погружался в глубины материализма и постепенно терял свои духовные качества, изменялся состав общины и самый дух ее. Постепенная утеря того могучего цемента, который один только и может связывать все элементы общины, сказался в строении последующих человеческих группировок, которые стали называться не общинами, но государствами, княжествами и республиками. Благодаря двум факторам (увеличивающемуся материализму и многочисленности человеческих группировок), в них постепенно исчезли тесная связь единения и общность интересов, которые существовали в малых общинах, исчезла духовная близость между людьми. Из общинников люди постепенно стали чуждыми друг другу собственниками. И как уже было сказано выше, постепенно малые общины превратились в большие и малые государства. Но хотя первобытная община растворилась в современном государстве, принципы общинной жизни не исчезли. Большая община или государство разделилось на бесконечное множество различных организаций. Каких только общин нет в современном государстве: достаточно сказать, что университет и школа - это община знания, фабрика - это община труда, санаторий - община здоровья, театр - община искусства. Многогранность и многообразие современной жизни с ее различными уклонами порождает существование разнообразных общин. В этом многообразии человеческих устремлений и обнаруживается многогранность Единой Жизни, а в стремлении к ЕДИНЕНИЮ С ЕДИНОМЫШЛЕННИКАМИ – ДЕЙСТВУЕТ ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ ПОДОБНОГО ПОДОБНЫМ - ИЛИ ПРИНЦИП ОБЩИННОЙ ЖИЗНИ.

"Ядер людей и эволюционных обществ будет очень много, они будут по всей Земле на всех местах, где живут люди. Подобно тому, как вещество в Природе состоит из очень большого количества атомов и ядер, взаимодействующих между собой, так всё земное человечество будет состоять из большого количества людских ядер. Вот это будет жизнь людская по природным законам. Такую жизнь райскую люди должны сами сделать, она обязательно будет. Все люди должны находить райские места и вводить эволюцию, чтобы был рай на всей Земле.

П. Иванов

Лучшие формы общины, которые человечество выработало в своем историческом развитии, есть духовные сожительства, духовные общины и монастыри. От первобытной общины эволюционным путем человечество пришло к ДУХОВНОЙ ОБЩИНЕ и, как ее завершенной форме - монастырям. Среди невежества и мрака средневековья духовные общины излучали свет, который светил людям во тьме. Среди грубости и дикости духовные общины были очагами ЗНАНИЯ и рассадниками культуры и среди всевозможных потрясений и бурь находили в себе силу противостоять как натиску врага, так и внутренним потрясениям. Такая плодотворная деятельность и долговечность существования духовных организаций зависит от того, что они были основаны на прочном фундаменте, который прочнее железа и каменных стен. Этим фундаментом является человеческий дух. Только духовная основа дает прочность всякой организации. Только духовная основа общины дает гарантию продолжительного существования, правильного и естественного развития всех сторон человеческой жизни, где материальные блага являются приложением к БЛАГУ ДУХОВНОМУ. Только такие общины могут сами себя содержать, сами собой управлять и вести вполне независимое существование. Старый Мир на исходе…

«Если взять сторону бытия совершенного общества, если остановиться на коммунизме самом по себе, то здесь мы встречаем чрезвычайно разные различия отдельных типов коммунистического строя. В первоначальном марксизме отличается коммунизм элементарный от коммунизма истинного, настоящего. Элементарный коммунизм представляет собою как бы предельное, до бессмыслицы доведенное выражение частной собственности, через которое она, говоря на языке Гегеля, превращается в свою противоположность. В подобном коммунизме «непосредственное физическое обладание вещами» становится главной задачей и целью человеческого существования. Этим коммунизмом владеет универсальный инстинкт стяжания, голое стремление обладать вещами, иметь их. То, что не может быть предметом непосредственного обладания, насильственно истребляется и уничтожается. То, чем можно завладеть, поступает в общую собственность. Маркс сравнивает этот процесс уничтожения частной собственности и замены ее коллективной с умиранием индивидуальных брачных отношений и с заменой их общностью жен, или коллективной проституцией. Он думает, что в этом сравнении открывается «тайна» такого элементарного и «неотесанного» коммунизма: «Как женщина из брака может вступить в отношения общей проституции, так и все общественное богатство... переходит от связи его с индивидуальными собственниками в отношения общего неурегулированного пользования коллективом». Такой коммунизм растворяет талант в ничтожестве, воспитывает чувство всеобщей ненависти и является, в сущности говоря, особой формой того хищнического стяжания, которое присуще и собственности частной. При режиме такой собственности частный собственник более бедный всегда борется с более богатым, что и проявляется в конкуренции. В пределе своем такой коммунизм приводит к всеобщему уравниванию в нищете, к утрате всякой цивилизации, к понижению потребностей и к опрощению. Истинный коммунизм в противоположность только что очерченному представляет собою действительное преодоление частной собственности и вытекающее отсюда нахождение человеком своего существа, а также восстановление общежительной природы человека, то есть рождение человека истинно человечного. Это есть истинный гуманизм и в то же время натурализм, т[о] е[сть] очеловечение природы, о котором мы говорили ранее».

Письма Е.И.Рерих 09.08.1936 [Алексеев «Пути и судьбы марксизма»].

…Вспоминается мне Е.П.Блаватская; когда спросили ее мнение о коммунизме, она ответила: «Я верю в коммунизм, который все дает и ничего не отымает». Не думаете ли Вы, что это лучшее определение истинного коммунизма, который еще так недоступен на нашей планете

Письма Е.И.Рерих 02.09.1946

Но так как последователи общинножития различны по характеру, воспитанию, общей культуре, образованию, семейному положению, состоянию здоровья, имеют различный уровень СОЗНАНИЯ и готовность к содружеству и общинной жизни - то формы общины должны быть различны и переход от одной ступени к другой постепенный. Первым практическим шагом на пути к Мировой Общине должен стать процесс формирования по территориальному принципу, где люди живут, работают, где есть уже практические наработки. Это что-то вроде организации "клубов", но на новом, качественно высшем уровне. Ядром в формировании общины должна стать сплоченная группа единомышленников, которые имеют личный практический и теоретический опыт. Главная цель создания духовной общины на современном этапе - ЕДИНЕНИЕ В ДУХЕ. СОЗНАНИИ И ЛЮБВИ ДРУГ К ДРУГУ. И это должно быть в первую очередь осознанно ядром общины, ибо это та важнейшая задача, решение которой возлагается на них.

Старый мир сотрудничает с тьмою, а Новый все еще не имеет достойных вождей! Провозглашаемый коммунизм уже изжил себя и никому не нужен. Но Новое Мироустройство нуждается в новых сознательных и смелых сотрудниках, которые смогут восполнить пробел между устарелыми понятиями и новыми проявлениями экстремизма, которые уже вылились в узко мыслящий фанатизм. Да, новые сознательные сотрудники смогут воспринять новый порядок вещей. Мир сотрудничества, основанного на полной взаимности и соблюдении всех человеческих интересов, на свободе мысли, управляемой высшим знанием и высокими моральными принципами. Эти новые сотрудники будут знать, как заложить новую ступень на пути к развитию беспредельного, всеохватывающего творчества и созидания.

ПисьмаЕ.И.Рерих 09.07.1950




                          Я ручаюсь, что не каждый еще сумеет умереть из нас, как наступит высший момент нашей эпохи: нам тогда потребуется лишь построить оптический приемник-трансформатор света в ток, как мы сейчас строим радиоприемники, и через него к нам польется бесконечная электрическая энергия — из солнечного пространства, из лунного света, из мерцания звезд и из глаз человека...

А.Платонов «Ювенильное море»

Новый Мир требует новых понятий, новых форм и определительных. Все происходящее ясно указывает, куда направляется эволюция. Создается эпоха общего строительства, общего Дела и коллективной солидарности людей. Нахождение законов психической энергии (благодати) потребует не отречения от небес, но нового открытия и понимания их. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить НОВОЕ УСТРОЙСТВО жизни. Связь миров станет очевидной и земной Совет Мудрых будет утверждаться Силою Высшей , связующей все бытие.

Мне представляется международная организация, политическая и культурная, ставящая своею целью преобразование сущности государства путем последовательного осуществления всеохватывающих реформ. Решающая ступень к этой цели — создание Всемирной федерации государств как независимых членов, но с тем, чтобы над Федерацией была установлена особая инстанция, о которой я уже упоминал: инстанция, осуществляющая контроль над деятельностью государств и руководящая их бескровным и безболезненным преобразованием изнутри. Именно бескровным и безболезненным: в этом все дело, в этом ее отличие от революционных доктрин прошлого.

Какова будет структура этой организации, каково ее наименование — предугадывать это мне представляется преждевременным и ненужным. Назовем ее пока условно, чтобы не повторять каждый раз многословных описаний, Лигой преобразования сущности государства. Что же до ее структуры, то те, кто станут ее организаторами, будут и опытнее, и практичнее меня: это будут общественные деятели, а не поэты. Могу только сказать, что лично мне рисуется так, что Лига должна располагать своими филиалами во всех странах, причем каждый филиал обладает несколькими аспектами: культурным, филантропическим, воспитательным, политическим. Такой политический аспект каждого филиала превратится структурно и организационно, в национальную партию Всемирной религиозной и культурной реформы. В Лиге и Лигой все эти партии будут связаны и объединены.

Как именно, где и среди кого произойдет формирование Лиги, я, конечно, не знаю и знать не могу. Но ясно, что период от ее возникновения до создания Федерации государств и этической инстанции над ними должен рассматриваться как период подготовительный, период, когда Лига будет отдавать все силы распространению своих идей, формированию своих рядов, расширению организации, воспитанию подрастающих поколений и созданию внутри себя той будущей инстанции, которой со временем может быть доверена всемирная руководящая роль.

Устав Лиги не может препятствовать пребыванию в ее рядах людей различных философских и религиозных убеждений. Требуется лишь готовность деятельно участвовать в осуществлении ее программы и решимость не нарушать ее моральных установлений, принятых как краеугольная плита.

Во всех превратностях общественной жизни и политической борьбы успехи Лиги должны достигаться не ценой отступления от ее нравственного кодекса, а именно вследствие верности ему. Ее репутация должна быть незапятнанной, бескорыстие — не подлежащим сомнению, авторитет - возрастающим: ибо в нее будут стекать и ее непрерывно укреплять лучшие силы человечества.

Вероятнее всего, что путь ко всемирному объединению ляжет через лестницу различных ступеней международной солидарности, через объединение и слияние региональных содружеств; последней ступенью такой лестницы представляется всемирный референдум или плебисцит —та или иная форма свободного волеизъявления всех. Возможно, что он приведет к победе Лиги лишь в отдельных странах. Но за нее будет сам исторический ход вещей. Объединение хотя бы половины земного шара довершит глубокий сдвиг в сознании народов. Состоится второй референдум, может быть третий, и десятилетием раньше или позже границы Федерации совпадут с границами человечества. Тогда откроется практическая возможность к осуществлению цепи широких мероприятий ради превращения конгломерата государств в монолит, постепенно преображаемый двумя параллельными процессами: внешним — политико-социально-экономическим и внутренним — воспитательно-этико-религиозным. Ясно из всего этого, что деятели Лиги и ее национальных партий смогут бороться только словом и собственным примером и только с теми идеологиями и доктринами, которые стремятся расчистить путь для каких бы то ни было диктатур или поддержать эти диктатуры у кормила власти. Своих исторических предшественников, хотя и действовавших в узконациональных масштабах, Лига увидит в великом Махатме Ганди и в партии, вдохновлявшейся им. Первый в новой истории государственный деятель-праведник, он утвердил чисто политическое движение на основе высокой этики и опроверг ходячее мнение, будто политика и мораль несовместимы. Но национальные рамки, в которых действовал Индийский национальный конгресс, Лига раздвинет до планетарных границ, а цели ее — следующая историческая ступень или ряд ступеней по сравнению с теми, какие ставила себе великая партия, освободившая Индию.

… Конечно найдется немало людей, которые станут утверждать, будто методика Лиги — непрактична и нереальна. Ах уж мне эти поборники политического реализма! Нет безнравственности, нет социальной гнусности, которая не прикрывалась бы этим жалким фиговым листком. Нет груза более мертвенного, более приземляющего, чем толки о политическом реализме как противовесе всему крылатому, всему вдохновенному, всему духовному. Политические реалисты — это, между прочим, и те, кто в свое время уверял, даже в самой Индии, что Ганди — фантаст и мечтатель. Им пришлось стиснуть зубы и прикусить язык, когда Ганди и его партия именно на пути высокой этики добились освобождения страны и повели ее дальше, к процветанию. Не ко внешнему процветанию, которое порошит людям глаза черной пылью цифр о росте добычи угля или радиоактивным пеплом от экспериментальных взрывов водородных бомб, а к процветанию культурному, этическому и эстетическому — процветанию духовному, неспешно, но прочно влекущему за собой и процветание материальное.

Преобразование всемирного государства в Братство невозможно одними внешними средствами…. Подобно тому поколению израильтян, которое, выйдя с Моисеем из Египта, должно было уступить место другим поколениям, прежде чем племя войдет в страну Обетованную, так и поколению середины XX столетия, отравленному воздухом эпохи мировых войн, суждено сойти с арены для того, чтобы воцарился долгожданный строй, брезжущий нам сквозь анфиладу трех последовательно просветляющихся периодов. Потому что строй этот не есть установление внешнее. Он будет органичен и естественно необходим только тогда, когда моральный облик новых поколений сделает невозможными злоупотребления свободой и превращение ее в анархию. Никакие меры перевоспитания не достаточны для того, чтобы в корне преобразовать психику двух миллиардов людей, уже сформировавшуюся в иной, кровью и изуверствами насыщенной атмосфере. Конечно, миллионы лучших из тех, кто живет теперь, отвечали бы самым высоким требованиям той отдаленной эпохи. Но надо, чтобы им отвечали не лучшие, а подавляющее большинство, чтобы целые поколения были воспитаны Розой Мира, как люди облагороженного образа. Преобразование сущности государства — ведь что это такое? Разоружение всех, подлинная демократия, смягчение законов, облегчение наказаний? Разумеется; но всего этого мало. Сущность государства есть бездушный автоматизм. Оно руководствуется материальными интересами больших или меньших человеческих массивов, понимаемых как целое. К интересам личности как таковой оно безучастно. Духовность же ему неизвестна совсем… и о духовном благе — как личности, так и народа — оно не может иметь ни малейшего понятия. Смысл первого этапа правления Розы Мира заключается в достижении всеобщего материального достатка и в создании предпосылок для превращения Федерации государств - членов в общечеловеческий монолит. Что за этот период наиболее демократические общественно-политические институты станут достоянием всех стран — это разумеется само собою. Огромными содружествами законоведов, педагогов, психологов, юристов и религиозных деятелей пересмотрятся все кодексы, реформируется система правовых норм, процессуальных норм, смягчится шкала наказаний и сам принцип наказания начнет уступать место принципу врачевания преступника. За этот же период подготовятся те кадры работников нового типа, которые необходимы для проведения универсальных реформ, знаменующих следующий, второй, этап: этап превращения общечеловеческого, уже смягченного государства- в Братство…

Д. Андреев «Роза Мира»




                          Прибывший пешеход участвовал в пролетарском воодушевлении жизни и вместе с лучшими друзьями скапливал посредством творчества и строительства вещество для той радости, которая стоит в высотах нашей истории. Он уже имел, как миллионы прочих, предчувствие всеобщего будущего, предчувствие, наполнявшее его сердце избыточной силой, — он мог чувствовать даже мертвое, даже основную причину землетрясения и вулканических сил…

А.Платонов «Ювенильное море»

И так, как неизбежным и закономерным способом сожития людей в Новом Мире будет Община, то естественным, следующим шагом будет ОСОЗНАНИЕ ПРИНЦИПОВ ОБЩИННОЙ жизни. Учение Живой Этики говорит: "Община - сотрудничество есть единственный разумный способ человеческого сожития ...Желающий истинной Общине посвятить себя действует в согласии с основами Бытия… Утверждающий Общину способствует ускорению эволюции планеты …Вы понимаете, что без Общины Земля жить не может"

…Строительство в Новой России пойдет новыми путями, и если оно далеко будет отстоять от современного разбойничьего уклада, то все же жизнь пойдет по новому руслу. Ведь переустройство Мира очевидно, и всюду в массах просыпается сознание человеческого достоинства, хотя часто еще в безобразных и диких формах. Конечно, социализм или, вернее, так называемый коммунизм есть вреднейшее недомыслие, ибо всякое уравнение есть смерть. Жизнь именно в разнообразии, однообразие есть смерть – небытие. Но новые основы человечности, честности и правильной оценки труда должны быть положены в основание государств. Так, люди, обладающие большим запасом психической энергии, истинно, будут считаться сокровищем государства.

ПисьмаЕ.И.Рерих 21.02.1935

Действительным пафосом тех эпох будут возрастание духа любви — во-первых; творчество, точнее богосотворчество во множестве видов и форм — во-вторых; просвет-ление природы — в-третьих; разрушение преград между физическим миром и другими мирами — в-четвертых; радость жизни, кипящей и в Энрофё, и во многих других мирах, — в-пятых; и высшие формы богопознания — в-шестых. Устремление к такому будущему — вот что отличит человека облагороженного образа от человека всех предыдущих культурных ступеней. Чем же может характеризоваться умственный облик такого человека? Непрерывно растущей жаждой знания, которая питается непрерывно растущей эрудицией; навыками самостоятельного мышления и интеллектуальной независимостью; свободным и счастливым чувством преклонения перед явлениями Глубокого и явлениями Великого. Что характеризует его эстетический облик? Развитие неотъемлемой потребности художественных впечатлений; высокоразвитый вкус; знание и понимание искусств прошлого и их памятников; органическая потребность в художественном творчестве, хотя бы и малого диапазона; свободное и счастливое чувство восхищения перед явлениями Прекрасного. Что характеризует его облик нравственный? Деятельная доброта к окружающим; способность горячего сострадания и сорадования; чувство единства общечеловеческого; чувство единства космического; свободное и счастливое чувство благоговения перед явлениями Высокого. Что же характеризует его облик религиозный? Живое переживание нашего материального слоя, как одного из слоев Шаданакара; внутренняя работа над раскрытием органов духовного воспринимания; вседневное ощущение жизни, как мистерии; знание религиозных форм прошлого и настоящего; умение со-веровать всем религиям, то есть понимать опыт и учение каждой из них как отражение одного из рядов духовной реальности; императивная потребность собственного участия в религиозной жизни и творчестве человечества; способность к чувству захватывающей радости от участия в них. Чем же, наконец, может характеризоваться, внешний, телесный облик такого человека? Мне кажется, его телосложение будет стройным, движения пластичными, походка легкой, мускулатура гармоничной, а лицо — открытым, высоко интеллигентным, исполненным приветливости и как бы светящимся изнутри. Потому что в основу физического развития кладется заповедь о дружбе со светлыми стихиалиями; ею с детства пронизываются спорт, танец, игра. И еще потому, что он отчетливо сознает двойственность природы и не дает проникать в свое существо инвольтациям темных сил. Как солнечное дитя, проходит он сквозь свои ранние годы, и воистину ,юного бога напоминает он, вступая в молодость. В легкой одежде по цветущей земле идет он, ее сын, ее друг и ее преобразователь, старший друг птиц и зверей и собеседник ангелов, строитель прекраснейших городов, совершенствователь гор, лесов и пустынь, хозяин планеты-сада.

Из этой характеристики ясно, на развитие каких задатков натуры будут направлены в основном воспитательные и образовательные усилия.

Д. Андреев «Роза Мира»

Главные принципы общинной жизни и основы обшины-семьи.

1 Краеугольный камень строительства обшины - семьи есть почитание, сознательное подражание и наполнение Учителем, а так же признание принципов — основ обшины. Общинники не голые теоретики, но строители- практики. И в этом их существенное отличие. Но практика индивидуальна и по мере сил. Основа - Единение в Духе, сознании и любви друг к другу.

2. Добровольность: В обшину никого не стоит агитировать и затягивать, да и создавать не стоит, если люди не "созрели". "Всякая насильственность осуждена. Насильственное рабство, насильственный брак, насильственный труд возбуждает возмущение и осуждение. Но из всех насилий самое преступное и уродливое зрелище являет насильственная община. Каждое насилие обречено на реакцию, а самое худшее насилие обречено на реакцию самую худшую".

3. Единство Двух Начал: Во главе общины - семьи должны стоять два начала – мужское и женское. Важнейшие решения должны приниматься вместе. Женское начало было унижено Князем Мира сего в течении долгих веков. Наступающая эпоха восстанавливает равновесие между началами, и даже приоритет отдается женщине, так как ее организм более лучше приспособлен к выполнению задачи - соединение двух миров сердцем. Но это не значит, что женщина начнет управлять и возьмет функции мужчины. Матриархат есть тоже нарушение законов Природы, уклон в другую сторону. Просто уважение к женщине и выполнение каждым началом своих функции. Мужское начало есть ДУХ - СОЛНЦЕ, женское есть Материя - Природа.

4. Иерархия и равенство: Все люди равны по своему потенциалу и по заложенным в них способностям. Все люди – дети одной и той же Матери – Природы и Отца - Творца. В этом мы равны, но мы не равны по своему сознанию. Эволюция жизни основана не на равенстве, но на первенстве. Равенство означало бы застой и умирание. Все равны по рождению, но не все равны по способностям, ибо способности завоевываются личным трудом и личными усилиями в течении бесчисленных тысячелетий. Отсюда и принцип иерархии, который существует, как основной закон Природы — сознательное добровольное подчинение низшего высшему. "Иерархия не может быть насильственно приказана. Она живет лишь в осознании добровольном. Она не может быть признана из лукавых соображений. Такое ложное состояние кончается ужасным разложением. Иерархия может быть сопровождаема радостью, но всякое насилие и ложь сопровождается горем". В Иерархии Света Власть - есть жертва (Завет Христа: "Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою").

5. Знание: Можно смело утверждать, что главная причина всех раздоров, разъединений, вражды есть НЕВЕЖЕСТВО - то есть отсутствие ЗНАНИЯ. "Знайте, знайте, знайте, иначе домик ветхих предрассудков не разрушится! Мы зовем к знанию, ибо только знание может помочь вместить комплекс кажущихся противоречий". "Знание мы полагаем в основу общины - семьи, не ограничивая его. Всякое стремление к просвещению приветствую. Каждый предрассудок невежества обличен".

6. Радость: Община - семья должна жить в радости! Радость заповедана всеми Учителями! Сердечная радость есть тот магнит, который притягивает и связывает людей. Критерий правильного жития общины - семьи -- духовная радость общинников.

7. Красота: Развитие творческих способностей человека, через различные виды искусства: поэзию, прозу, музыку, пение, живопись, театр и др. "Искусство и красота нужны не только для утончения и украшения жизни, но и для накопления благодати. Высший огонь есть высшая красота, и поэтому красота земная есть проводник его и искусство - орудие его выявления. "Через искусство имеете Свет" — означает также и то, что откровение, дающая огненная энергия приходит через искусство. В красоте залог счастья человечества и потому Мы ставим искусство высшим стимулом для возрождения духа".

8. Дисциплина: Это прежде всего внутренняя дисциплина каждого общинника и добровольное, осознанное подчинение старшим общины.

9. Свобода мысли и убеждений: Это означает свободу убеждений, возможность иметь свою точку зрения и отстаивать ее.

Коммунизм — это общество бессмертных людей без потребностей в пище, одежде и жилом доме. Коммунизм есть общество Богочедовеков".

П. Иванов

ОН ВООБРАЗИЛ КРАСОТУ ВСЕГО ОСВЕЩЕННОГО МИРА,
КОТОРАЯ ТЯЖКО ДОБЫВАЕТСЯ ИЗ РЕЗКОГО ПРОТИВОРЕЧИЯ,
ИЗ МУЧИТЕЛЬНОГО СОДРОГАНИЯ МАТЕРИИ,
В ОСЛЕПШЕЙ БОРЬБЕ,
И ЕДИНСТВЕННАЯ НАДЕЖДА ДЛЯ ВСЕЙ ИЗМОЖДЕННОЙ КОСНОСТИ –
ЭТО ПРОБИТЬСЯ В БУДУЩЕЕ
ЧЕРЕЗ ИСТИНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ …

А.Платонов «Ювенильное море»


Приложение:

Письма Е.И. Рерих. Том IX.Е.И. Рерих – американским сотрудникам, 23 февраля 1926 г. Кашгар:
…С восторгом читали «Известия», прекрасно строительство там, и особенно тронуло нас почитание, которым окружено имя учителя Ленина. Спросите дядю (1), он должен иметь эти газеты – прочитайте их, очень поучительно после безумия и пошлости Запада. Воистину, это новая страна, и ярко горит заря Учителя над нею. Спешите проникнуться всем духом к данным заветам общины, ибо в этом залог спасения нашей планеты – поймите эти слова буквально. Beiley при свидании многое пояснит Вам из узнанного и показанного нам Махатмами Востока. Многое, очень многое из явленного привело нас в ужас и трепет, но была и радость космичности момента. С каким восторгом и благоговением преклонится спасенное человечество перед этими Великими Душами, веками стоящими на страже эволюции планеты. Они поручили нам отвезти в Москву на могилу Ленина коробочку, наполненную землею, где ступала нога Будды (этого Великого Учителя и провозвестника общины), с надписями на тибетском и русском языках: «Махатмы Востока на могилу русскому Махатме» (2). Радуемся, что Вы, при Вашей духовной подготовке, легко взойдете на ступень великой эволюции, и ступень эта называется «община Н.». Если б люди поняли, что сулит им принятие общины! …
1. Возможно, Борис Константинович Рерих.
2. Е.И. и Н.К. Рерихи приехали в Москву 13 июня 1926 года и пробыли там немногим более месяца – до 22 июля. Николай Константинович встречался с наркомами Г.В. Чичериным и А.В. Луначарским и помимо коробочки с гималайской землей, о которой говорится в письме, передал им письмо Учителей, семь своих полотен из серии «Майтрейя» и рукопись книги «Община».


-----------------------------------------------------------------------------

30.VI.1925.
Явление русское одно держит мир – его чуют уходящие народы. Не ждите приветливости уходящих. …Считаю, можно явить Р[оссию] шествием подвига, и в этой формуле нужно укрепиться. Шествие коммунизма нужно крепко сплести с Именем Майтрейи, ибо это истина. …

22.VIII.1925.
…После очень оцените слова Моего друга R[akoczi]: «Это путь, Нами всеми принятый, ибо коммунизм можно вводить лишь красотою». …

15.I.1926.
….Яро говорите о комм[унизме]. Уже здесь скажите, что лучше умы Востока видят в коммунизме единственную эволюцию.

5.IV.1926.
…Теперь Друг Мой дает свое письмо Ч[ичерину]: «Только глубокое осознание коммунизма даст полное благосостояние народам. Нам известно, что некоторые слои крестьянства не могут вместить идею коммунизма, необходимо новое обстоятельство, которое введет их в русло истинной общины. Таким всемирным обстоятельством будет принятие коммунизма буддийским сознанием. Если Союз Советов признает буддизм учением коммунизма, то Наши общины могут подать деятельную помощь и сотни миллионов буддистов, рассыпанных по миру дадут необходимую мощь неожиданности. …Можем утверждать, что неотложно нужны меры для введения мирового коммунизма, как ступени неотложной эволюции…

25.IV.1926.
…Напишем вступление к буддизму:
Великий Готама дал миру законченное учение коммунизма. Всякая попытка сделать из великого революционера бога приводит к нелепости. Конечно, до Готамы был целый ряд подвижников общего блага, но учение их распылилось сотнями веков, потому учение Готамы должно быть принято, как первое учение знания законов великой материи эволюции мира. Современное понимание общины дает прекрасный мост от Будды Готамы до Ленина. Произносим эту формулу не для возвеличивания, не для умаления, но как факт очевидный и непреложный. Закон бесстрашия, закон отказа от собственности, закон ценности труда, закон достоинства человеческой личности вне классов и внешних отличий, закон реального знания, закон любви на основе самосознания делают заветы Учителей непрерывной радугой радости человечества.
                          Манускрипты-дневники Е.И. Рерих в печатном виде
                          Тетрадь 22: 21.05.1925-12.08.1926
-----------------------------------