Виктор Танюкевич































(По книге Зухры Куранбаевой "Превратности жизни в откровениях х-женщины")


Действующие лица:
      Стара
      Руслан(брат)
      Тетя
      Бабушка
      Бабушка Якитожон
      Член комиссии по несовершеннолетним
      Юра(1-ый парень)
      Дмитрий(2-ой парень)
      Петр(муж)
      Гена, Оксана, Николай (бомжи)
      Игорь(студент)
      Группа людей из Молодежного центра «Артек»

I

На экране медленно проступают и приближаются глаза Стары. Перед экраном (лицом к нему) сидят три фигуры на стульях.

- Голос – Весна. Конец апреля. Церковь Свято - Елизаветинского монастыря. В углу нижнего зала стоит группа молодых людей. Это обычные юноши и девушки, но по лицам некоторых можно было понять, что это группа душевнобольных. Среди них выделялась девушка, около 20-ти лет, с очень выразительным, скорбящим лицом. Особенно выделялись ее больные темные глаза, в глубине которых проглядывала затаенная печаль и притягивающая грусть. Проходя мимо, я ощутила слабое головокружение, как будто что-то легкое ударило меня в затылок. Оглянувшись, я встретила устремленный на меня взгляд этой девушки. Я почувствовала, что тону в безграничной глубине ее глаз, все вокруг исчезло, как в густом тумане. Неведомая сила тянула меня к этой магической девушке, я ничего не могла делать и думать, просто подошла к незнакомке и обратилась с просьбой рассказать мне о своей жизни. Девушку звали Стара. Все, что я от нее услышала, считаю своим долгом передать вам.
Экран гаснет. Фигуры со стульями расходятся. Открывается лежащая на полу Стара.
- Стара– Мой отец, Атабай, узбек по национальности, был изобретателем и исследователем в области технических наук. После окончания учебы в Московском университете он был направлен для работы в военное ведомство Белоруссии. Поэтому я, мои старшие сестра и брат в то время жили в Минске. В тот трагический день, мне тогда было шесть лет, я пришла домой с подругами по подготовительному классу. Вдруг увидела отца лежащего на столе. Рядом на полу, на коленях громко плакала моя мать. Когда папу хоронили, я стояла у гроба и не плакала, возможно потому, что была очень мала, чтобы осознать случившееся горе. Еще долго, приходя домой, я отчетливо видела такую картину: на моей кровати лежал папа в костюме, в котором его хоронили. Я его бужу, а он не просыпается. После этого я с криком выбегала из дома…. Прошло несколько месяцев мучительных воспоминаний о смерти отца. Внезапно приходит новая беда – умирает моя мама. Она не смогла жить после постигшего ее горя. В этом мире папа был для нее всем, она жила для него, а он – для нее.
Появляются фигуры со стульями. Располагаются за лежащей Старой, лицом к ней.
- Тетя – Я сестра матери Стары. У меня нет своих детей, и я не хочу брать их себе, как обузу, от которой хочется скорее избавиться!
- Бабушка – Я не признаю их родными детьми, потому что они другого рода – узбеки, они другой веры.
- Член комиссии по несовершеннолетним – Стару с сестрой мы отправляем в Детский дом, а брата поселят в общежитие, так как квартира, в которой они проживают не является собственностью их умерших родителей.
Фигуры вскочили, подхватили Стару и начали ее пересаживать со стула на стул:
- Тетя – Стару с сестрой взяла на воспитание семейная пара, у которой было трое своих детей.
- Бабушка – Новые родители, которых Стара стала называть мама и папа ее очень любили, но это плохо влияло на их детей. Они постоянно жаловались на то, что родители больше любят Стару, чем своих родных по крови детей.
- Член комиссии по несовершеннолетним – Брату Стары запретили ее посещать и она не знала, как и где он живет.
Фигуры начинают пересаживать Стару и говорить по второму кругу, ускоряя темп. Сквозь суету прорывается крик Стары:
- Стара – Из Туркмении приехал мой дядя Карим. Брат помог дяде оформить документы на мое опекунство и после этого мы оправились в столицу страны – Ашгабад!
Фигуры замерли. Слышен шум вагонных колес. Фигуры расходятся, Стара остается одна на стуле. Гаснет свет.
В доме дяди Карима нас ждали.
2

Свет. Веселая музыка (туркменская). Выходят, пританцовывая, фигуры. Выносят предметы туркменского быта (шали, накидки, коврики и т.п.). Раскладывают-развешивают на стульях. Стара вступает в их танец.

За длинным столом расположилось большое количество людей. Я узнала, что это сидят мои дяди, тети и их дети. После торжественного обеда меня отправили знакомиться со столицей… (замерла) В Ашгабаде много верблюдов! Их хозяева так приглашают кататься на верблюде, что отказаться практически невозможно. Когда мы подошли к верблюду, меня на него сразу посадили. Когда верблюд стал на ноги, я так боялась, что не могла вымолвить слова о своем страхе, поэтому меня никто не жалел, все только смеялись и говорили:
Стара поднялась на стул и произнесла вдохновенно-окрыленно:
Смотрите, какая смелая и гордая девочка!!!
Музыка смолкла. Все замерли. Апофеоз! Бабушка за руку свела Стару со стула.
- Бабушка Якитожон – Стара, ты должна знать, что молитва чистит нашу память, она убирает из нее негативные мысли, способствует омолаживанию ума. Другими словами, молитва – это просветление твоего духовного состояния.
- Стара (сев на стул, чинно сложив руки) - Да, бабушка Якитожон!
- Бабушка Якитожон – Стара, помни, что приобретенные тобой знания – это то богатство, которое ты никогда не потеряешь, а ценность золота и других украшений иллюзорна и непостоянна.
- Стара– Да, бабушка Якитожон!
Стара опять вскочила на стул. Стоя на стуле, наносит «фехтовальные удары» рукой в сторону родственников, которые соответственно, по – одному уходят.
Бесплатно выдаваемые в школе спортивные наряды привели меня в секцию фехтования… В фехтовальном поединке очень важно чувствовать дистанцию между тобой и твоим соперником. Если дистанция велика, нет возможности произвести ответный укол. Если она мала, трудно защититься или уклониться от укола. Дистанцию необходимо чувствовать и сохранять в процессе поединка с точностью до миллиметра.
Экран погас. Стара сошла со стула, устало села на него, задумалась. На сцену выходит брат Руслан, подходит к Старе сзади и закрывает ей глаза. Сначала нежно, но со словами Стары, зажим глаз становится все жестче (ощущение беды).
Когда мне исполнилось 16 лет, я успешно сдала экзамены в школе за 9-ый класс. Можно было бы продолжать учебу в школе еще два года, но приехал из Минска мой брат и изменил течение моей жизни. Он сказал, что считает более целесообразным продолжать учебу в Минске. Но более важным аргументом, заставившим меня согласиться уехать, послужило сообщение брата о каком-то загадочном мероприятии, которое мы должны будем осуществить вместе с ним.
Гаснет свет. Шум вагонных колес.

3

Свет. Стара продолжает сидеть на стуле, Руслан по прежнему закрывает ей глаза.

В возрасте 16 лет я возвратилась в Минск. Но для меня этот город стал незнаком, так как уезжала из него, когда мне было около восьми лет.
-Голос – Мы живем в маленькой двухкомнатной квартире, расположенной на четвертом этаже огромного дома…………..В квартире одну комнату занимает твой брат со своей женой и маленьким ребенком, а вторую – родители жены брата………………. Для тебя временно, на полу за шкафом в комнате родителей, постелят ватный матрас.
Стара отняла руки брата от глаз.
- Стара – Руслан, ты ведь видел, как я жила в Ашгабаде, ты знал, в каких условиях ты живешь здесь. Зачем ты меня привез в Минск?
- Руслан – Я думал о твоих планах. В Минске достаточно различного рода организаций, где ты можешь найти интересную работу. И, кроме того… Стара, ты стала взрослой, поэтому я хочу рассказать тебе о деятельности нашего отца. В общих чертах я тебе скажу, что наш отец изобрел портативный, беззвучный, лазерный пистолет, способный на больших расстояниях воздействовать на биологические объекты, уничтожать их или изменять их свойства.…У меня сохранились разработанные отцом чертежи, электронные схемы и расчеты этого оружия. Квартиру, где мы раньше жили с отцом, трижды взламывали, но ценные вещи при этом не пропадали. Очевидно, что похитители искали материалы трудов нашего отца.
Брат хотел еще что-то сказать, но передумал и ушел. Стара на сцене одна.
- Стара – Несколько месяцев спустя я нашла вакантное место на фабрике упаковочных материалов, где мне обещали предоставить общежитие и помогать моей учебе в местной школе (Свет погас) Вы спрашиваете, есть ли у меня жених или любимый парень? Не знаю, я не могу идти в ногу с современным обществом. Мое отношение к мужскому полу, к интимным отношениям вообще, были пуританскими, какие приняты на Востоке. Секс без намерения зарождения ребенка считала большим грехом. Такие взгляды отпугивали от меня современных молодых людей.
Свет. Ритмичная танцевальная музыка. К Старе подходит Юрий, приглашает ее на танец. Откровенно навязывает ей свой стиль. На ходу знакомится, чередуя фразы и танцевальные позиции. Стара сначала в растерянности.
- Юра – Меня зовут Юрий… Мне 23 года…. Я работаю на заводе вычислительной техники… Я приглашаю Вас на дискотеку или в кино… Я познакомлю тебя со своими родителями…
- Стара (после танцевальной паузы) По его словам, родителям я понравилась. Его отец работает в Академии Наук и, когда мы ближе познакомимся, я обсужу с отцом Юрия научные работы моего папы. (после танцевальной паузы) Особенно мне понравилось, что в окружении красивых, эффектно одетых девушек, например на дискотеке, Юра смотрел только на меня…
Стара «выпорхнула» из объятий Юрия, вышла вперед. Произносит гордо – назидательно:
Опыт моих путешествий по литературе помог мне понять, что парни очень чувствительно воспринимают те результаты, которые производят их действия. Все обычные люди за свои благородные действия желают получить ответную благодарность, поэтому я постоянно стараюсь идти навстречу этим желаниям…. Встречаться с Юрой я стала почти каждый день….. Какой ты неловкий, Юра!
(Со смехом… повторила – с удивлением). Юрий стал как-то, дергано оттаскивать ее к стулу. Резко бросает Стару через спинку стула, пристраивается сзади. Свет гаснет. На экране крупным планом (в такт музыке) мечутся вытаращенные глаза Стары, ее перекошенный рот, спутавшиеся волосы и т.п. (изнасилование). Экран погас. Музыка стихла. Свет. На сцене Стара, одна, переброшенная через спинку стула.
Когда ко мне стало возвращаться сознание, увидела на себе порванное платье. Все окружающее казалось нереальным, в глазах стоял туман. Прикосновения Юрия мне представлялись омерзительными, как от жабы. Я хотела остаться одна, чтобы осознать, что со мной произошло….
Стара стала раскачиваться на спинке стула, стуча ножками стула об пол все громче и чаще. Выходит Дмитрий. Проходит мимо, рассматривая ее действия. Одновременно продолжает звучать голос Стары:
У меня сложились доверительные отношения с одной медсестрой Марией. Она часто приглашала меня в гости. И однажды, чтобы подбодрить меня и поднять настроение, Мария пригласила меня к себе домой. У них собрались гости по случаю дня рождения друга ее сына Дмитрия….
Одновременно Дмитрий «тормознул» ее стул, уселся на него. Зазвучала музыка. Стара стала говорить, одновременно обходя Дмитрия по кругу. Стала за ним, положила руки ему на плечи:
Дмитрий праздновал свой 20-й год рождения.
Свет резко приглушился. На экране из мрака появляется искаженное лицо Юрия. Он все чаще и чаще стал «стонать» пьяно-шальным голосом: «Отдайте мне Стару». Стара в панике. Дмитрий вышел. Экран погас. Раздался звук выстрела. Выходит Дмитрий. Сел на стул:
- Дмитрий – Я его случайно застрелил. Когда я вышел к нему, он достал пистолет и, направляя его в мою голову, стал говорить, что рано или поздно убьет Стару. Я попытался отвести в сторону от себя пистолет, между нами возникла драка, в результате пистолет выстрелил ему в голову.
- Стара – Приглашенные ребята были студентами медицинского института, поэтому они быстро определили, что Юрий жив - просто ранен в голову, пуля задела левый висок.
Экран: Рука, пишущая текст. Одновременно «казенный» Голос озвучивает написанное:
- Голос – В течение нескольких месяцев всех участников события вызывали в милицию на допросы. Разбор дела осложнялся тем, что пострадавший отрицал факт принадлежности ему самодельного огнестрельного изделия. Следователь должен был рассматривать версию, по которой виновником является подозреваемый, якобы влюбившийся в подругу потерпевшего. Однако так как в этом деле не было лиц, понесших серьезные потери, следственный отдел предложил участникам следствия заключить «мировое соглашение». У потерпевшего произошло нарушение координации движения всего тела, развился паралич левой части лица, он лишился способности нормально произносить слова. Потерпевшему присвоена инвалидность. Началось новое, более серьезное уголовное дело. По последним результатам следствия, Юрия стали рассматривать, как лицо обвиняемое и потерпевшее, а Дмитрий перешел на положение оборонявшегося и свидетеля.
Дмитрий встал со стула и вышел. Стара осталась стоять за стулом.
- Стара – В роддоме мне предложили сделать очень простую операцию по хирургическому восстановлению моей «девственности», но это был бы обман в моральном плане, я не хотела бы ложными приемами попытаться изменить линию своей судьбы…На двадцатом году своей жизни я возвратилась в Ашгабад.
4

Шум поезда. Стара на сцене. Ее встречает бабушка Якитожон. Начинает набрасывать на Стару наряды:

- Бабушка Якитожон – Все твои подруги и двоюродные сестры отданы в жены и уже имеют детей….Список обязанностей жены в туркменской семье состоит только из двух пунктов – рожать детей и ублажать мужа…. Отлучаться из дома можно только в сопровождении мужа или старшей женщины семьи… Вырастив хорошую дочь, ее родители могут получить за нее от жениха большой выкуп, равный целому состоянию.
Стара протестуя, сбросила с себя наряды. К Старе постепенно приближаeтся Петр. Бабушка решительно накрывает Стару нарядом.
Мой знакомый, Петр, давно в тебя влюблен и теперь просит, чтобы ты стала его женой. Он намного старше тебя, живет со свой матерью и сестрой.
Бабушка за руку подвела ошеломленную Стару и деловито «передала» ее Петру.
- Петр – Я рад, что вы согласны, Стара. Мы будем жить в моей комнате, а свадьбу будем гулять позже.
Звучит «свадебная» музыка. Стара, «муж», бабушка, танцуя, начинают обход экрана (дважды). Все остаются за экраном. На экране – мелькание предметов обихода. Под музыку и изображение по-очереди из-за экрана выходят:
- Стара – После вечернего застолья, в процессе которого мой Петр и его сестра основательно надрались, состоялась моя первая «брачная ночь». «Брачная» от слова брак – в прямом смысле. Навалившийся на меня пьяный мужик, долго и безуспешно пытался… войти в меня, обмочил меня своими выделениями, обвинил меня в отсутствии нежности и страсти и после слов «ты меня замучила» он заснул.
Стара ушла в танце за экран. Вышел Петр:
- Петр – Я работаю слесарем в районной мастерской по ремонту сельхозтехники. Да, я много курю и руки, как у слесаря.
Петр ушел. Выходит Стара:
- Стара – Главное для женщины – власть над мужчиной. Я получила такую власть. Петр старался мне угодить, ругал своих мать и сестру, когда ему казалось, что они меня обижают или заставляют работать. Но я не желала этой власти. Меня угнетало то обстоятельство, что моим телом владеет неприятный мне мужчина.
Стара ушла. Выходит бабушка Якитожон:
- Бабушка Якитожон – Стара, я хочу тебе объяснить причину твоего неожиданного «замужества». Тебя не выдали замуж, а … продали. Обещанный за тебя выкуп Петр выплатил только частично и теперь пытается избежать полного расчета со мной.
Бабушка ушла. Выходит Петр:
- Петр – Просто работы в хозяйстве было много. Я ведь живу в пригороде, развожу кроликов, кур. Работаю на выживание…
Петр ушел. Выходит Стара:
- Стара – После шести месяцев отношения так и не сложились. Появление детей могло укрепить мое положение в семье и мою связь с Петром, которого я, возможно, стала бы уважать, как отца. Но рождение ребенка у нас не намечалось…. И однажды утром, после ухода Петра на работу, я уехала, точнее сбежала от мужа к бабушке.
Музыка прекратилась. Стара замерла на сцене. На экране появился текст письма и голос брата.
- Руслан – Дорогая Стара, я высылаю тебе адрес одного из ближайших друзей отца. Он жил в Москве и хорошо знал работы по теме его изобретения. Я хочу, чтобы ты помогла мне отыскать всех бывших сотрудников нашего отца и вместе с ними решить судьбу научных трудов и чертежей нового лазерного устройства…
- Стара – Рассказав бабушке, что я хочу закончить дело, начатое моим отцом, распрощавшись со всеми родственниками, я отправилась в Москву…
5

Шум вагонов. Свет погас. Нарастающий гул города – вокзала. Медленно загорается свет. Стара, зажимая голову руками, садится на пол. На экране – неоновые рекламы, табло и т.п.

На вокзале мой целлофановый пакет с вещами разрезали. Украли косметичку с деньгами и все документы.
Сидящую Стару окружают трое бомжей (двое мужчин и женщина), тянущих за собой картонные коробки, мешки и т.п. Один из них дотрагивается до Стары.
- Гена – Что ты здесь делаешь?
- Стара – Сижу и смотрю на тебя…. У меня украли все мое имущество. Как можно быть таким жестоким. Бог накажет этого преступника.
- Гена – Карманный вор не преступник, он наказывает ротозеев…Ленин! (Остальные бомжи рассмеялись). Меня зовут Геннадий, это – Оксана и Николай. Бомжуем по Москве. Присоединяйся, вместе посуществуем.
Бомжи стали обставлять Стару хламом (создают жилье). Гена «хлопочет по хозяйству».
- Стара – Так начался новый вид моего существования – «бомжевание». Ночевали мы в подъездах, на вокзалах, в парках. Гена относился ко мне, как к дочери, продавал бутылки, которые мы вместе собирали. Гена часто повторял свою любимую фразу: «Стара, как мне надоело бомжевать». Думала, шутит… Однажды он дал мне денег, попросил купить продукты…
Стара поднялась, ушла. Оксана и Николай сели недалеко, спиной к Гене. Гена достал из кармана бутылку. Выпил всю водку, достал нож. Закричал:
- Гена – Стара, как мне надоело!!!
Гена воткнул нож в себя, упал. Остальные вскочили. Оксана стала поспешно обыскивать карманы Гены. Вбежала Стара.
- Оксана (Старе) – Будем «работать» в продовольственных магазинах. Я буду отвлекать внимание продавщицы, а ты – брать продукты с витрин. Хватит быть ребенком, о котором кто-то беспокоится.
- Стара – Я никогда не брала чужое, я не хочу причинять горе людям.
- Оксана (злорадно смеясь) – Ладно, тогда будешь философом!
Оксана, разбрасывая ногой «хлам», собрав то, что смогла быстро ушла. Стара осталась с Николаем.
- Николай (Старе) – Не бойсь, прорвемся.
Вместе утащили тело Гены. Вернулись. Стали собирать свои «пожитки».
Я не верю в справедливость жизни. Нет смысла добиваться успеха, потому, что талант ничего не стоит. Мне тридцать лет, а я никто. В Туле у меня остались жена с ребенком, а я ничего не могу им дать….
Оба собрали вещи и ушли. Свет погас. На экране заставка: Дождь, бьющий по тротуарным плиткам. Ручеек, который обтекает мужской башмак и женскую туфлю. Свет. Стара и Николай выходят.
Стара, когда смотрю в твои глаза, во мне от головы до ног пробегают импульсы блаженства и покоя. Ты обладаешь миротворящим магическим взглядом (они уселись) . Ты ведешь трудную, но достойную жизнь – никого не обижаешь, никому не мешаешь. Рядом с тобой я убеждаюсь, что нужно больше верить в свои способности и не сомневаться в своих силах, как это делаешь ты, Стара…
Николай пробует обнять Стару. Раздается резкий сигнал. Экран заливается красным цветом.
- Голос – Городским управлением внутренних дел г. Тулы данный гражданин разыскивается, как пропавший без вести.
На экране появляется листок «Его разыскивает милиция». Николай заметался, разрушил стенку из ящиков. Убежал. Стара заплакала. Стала оглядывать место, ища чего-нибудь поесть (разворачивает какие-то обертки). Выходит Игорь, походит к Старе:
- Игорь – Девушка, пожалуйста, назовите то, что Вы больше любите, мне очень хочется Вас угостить, разрешите, пожалуйста, это мне сделать.
- Стара – При данных обстоятельствах желаю кушать только то, что выберет для меня мой неожиданный принц – кавалер.
Стара, утирая слезы, поднялась, улыбнулась, сотворила жеманный реверанс.
- Игорь – Меня зовут Игорь. Я студент 3 курса Университета имени Баумана. Гостил у родителей, вот возвратился в Москву.
Зазвучала медленная музыка. Игорь пригласил Стару на танец.
Стара, я утонул и лежу на самом дне твоих лучезарных глаз. Я чувствую, что мои прикосновения к тебе вызывают вибрацию в твоем теле. Мы можем одинаково ощущать и воспринимать окружающий мир.
Стара закрыла глаза и не заметила, как Игорь постепенно удаляется он нее. Она осталась одна, не замечая этого и танцуя.
- Стара - Во мне кипели ответные чувства доверия и благодарности. Я угадывала желания Игоря и готова была осуществить все его мечты. Я поняла, что такое любовь – это соперничество в преданности и благородстве. В любви лидирует тот, кто дарит своему любимому или любимой больше нежности, радости и наслаждений… (открыла глаза, остановилась) … Когда я посмотрела на удаляющийся поезд, то с болью ощутила утрату из-за того, что не смогла отдать всю себя Игорю, слиться с ним в одно целое и посеять новую жизнь…
На экране вид вагонного окна с пейзажем. Стук колес.
На моем пути в Севастополь на границе возникли проблемы с отсутствием документов. И опять мне было послано спасение. Две старушки попросили меня помочь им разобраться в билетах, и я попросила их взять меня в их компанию. Я придумала историю о том, что отстала от своего поезда и поэтому у меня нет документов. Вот так, проявив немного хитрости, под прикрытием милых старушек мне и удалось пересечь границу. (Экран погас) ….. В Севастополе я добралась до нужного адреса. Но здесь меня ждали плохие новости. Вот уже более 10 лет, как коллега моего отца погиб в автокатастрофе. Нить оборвалась…
На сцену, смеясь, выходит группа людей. Заметив Стару, остановились, предложили Старе ехать с ними.
Вот так с моими новыми друзьями я на катере вышла в море. Этот катер принадлежал Молодежному центру «Артэк». Ребята и девушки возвращались после экскурсии по Севастополю.
Стара стала вдохновенно говорить, обращаясь к ним.
А вы знаете, мне была знакома молодая бездомная женщина, которая несколько месяцев одна, с новорожденным ребенком жила в склепе на кладбище… А однажды я ночевала в горной щели и проснувшись, я увидала возле себя огромных горных крыс, которых в народе зовут «барсуки». Они съели мои продукты, а меня не тронули.… А в Москве более 10 собак в стае дрались между собой. Они бросились ко мне, но подбежав, постояли возле меня несколько секунд, повернули обратно.… А однажды рядом со мной с дерева спустилась горная змея, которая ядовита и обычно нападает на людей. Но затем она, почти касаясь меня, проползла обратно, не причинив мне зла… (Обращаясь к небу) . Почему змея меня не укусила?! По-видимому, в критических ситуациях мою жизнь спасают и сохраняют Крест Христов и Молитва Господня, которую я читаю утром, когда просыпаюсь и вечером перед сном…
В процессе рассказа, люди по-очереди брали стулья и рассаживались перед экраном (спиной к Старе - им стало неинтересно слушать). Последние слова Стара произносила в одиночестве. На экране кадры (без звука) из какого-то фильма с «любовной сценой».
В окружающем меня мире люди самостоятельно добиваются лучших условий жизни, сражаются за это, а я только попрошайничаю. Может мне следует обратиться к психиатру, лечь в больницу. Я потеряла ощущение смысла и цели своего существования. Мне надо начинать устройство своей жизни с нуля. Паспорта нет, крыши над головой нет, денег нет. Торговать своим телом не могу, так как не обладаю для этого ни талантом, ни желанием. Анализируя повороты моей судьбы, я поняла, что многие понятия и установленные человеком истины работают только в определенных условиях, в конкретных ситуациях. В других условиях, при другом стечении обстоятельств они не действуют.
У Стары «едет крыша». Укутываясь, ложится у стульев. Экран гаснет. Освещена только Стара.
С надеждой получить какое-либо содействие моему стремлению к деятельной, активной жизни, и что бы не чувствовать себя одинокой я отправила в Севастополь два письма. В этих письмах изложила искренние чувства благодарности за оказанные мне услуги и сообщила о том, что получаю паспорт гражданки Республики Беларусь, временно нахожусь в приюте для бездомных, бодрость духа и уверенность в победе сохраняю…
Свет гаснет. На экране (как и в начале) появляются большие глаза Стары.
Конец.

2008г.

--------------------------------------------------