в "Лабораторию"

Тетрадь ученическая. Блаватская Е.П.

(Конспект интересных мыслей)

Книга «Елена Петровна Блаватская»,
Харьков 1991 г.


Очень большой и хороший библиографический очерк.

Мировое значение Е.П.
Е.П. и её труды появились в самое ответственное время эволюции человечества. Противостояние материализма и духовного (идеализма) вело в тупик. Позиция объединяющая – понимание эволюции, как развития от простого к сложному. Чтобы понять и отыскать корни – надо опуститься глубоко в древность, которая служила колыбелью нашей расы. «В те незапамятные времена, когда арийская раса была ещё в своём младенческом возрасте, цивилизация ея достигала чрезвычайной высоты и блеска … не только все наша религиозные идеи и символы, но и все мелочи домашнего быта, до игр и развлечений включительно, всё это было уже известно и пришло к нам с древнего Востока».
Учение теософии учит, что земная жизнь всего человечества представляет из себя нечто целое, имеющее одну общую цель: развитие всех сторон сложного человеческого сознания. Для этого даётся поле действия – Земля – отдельные народы в различные эпохи, путём разнообразных культур, работают – каждый над своей особой задачей, содействия осуществлению единого, общего для всего человечества разумного плана.
В той древности – масса человечества была ещё в состоянии детства, индивидуальное начало было ещё в зачатке, сознание работало смутно и мечтательно, создавая неопределённые мысли, лишённые чётких граней, как это бывает у маленьких детей, но зато человечество пользовалось огромным преимуществом: оно действовало под непосредственным наблюдением высоких Руководителей, сверхчеловеческою мудростью и великими знаниями которых и объясняется поражающая нас высокая ступень древних культур. Руководителей называли общим именем «Посвящённые».
Во главе всех отделов общественной жизни стояли такие «Посвящённые». Смутное воспоминание – «о золотом веке». Мы узнаём древние цивилизации, когда они уже закончили свою внутреннюю задачу, т.е. эти формы уже одряхлели.
Когда детство арийской расы приблизилось к концу и на очередь стало развитиеличного начала и самостоятельной инициативы, тогда Руководители человечества стали отступать от него всё далее и для него настало время самому создавать свои задачи и осуществлять их по-своему. В эзотеризме есть выражение: человечество осиротело.
(Переход к самостоятельному творчеству.)
Чтобы произошло развитие всех сторон человеческого сознания, потребовалась вся та неоглядная вереница исторического опыта (смена народностей, культур и т.д.).
Западноевропейская культура – развитие земного разума (низший манас), доведение его до полной отчётливости, до совершенства, отточило аналитическое мышление.
Теперь, (после выхода из младенчества) время от времени, когда сознание людей проходит через острые кризисы, людям даётся высшая помощь в форме разнообразных духовных воздействий, и когда посылаются в мир ученики с совершенно определённой миссией.
Увлечение спиритизмом (бум) – нужен был, чтобы взорвать чисто материалистические представления.
… может быть ни у кого нет такой органической духовной связи с древней Индией, как у русских. Лучшие русские люди были всегда идеалистами, а древняя Индия вся проникнута высоким идеализмом своей чистой, пламенной, безбрежной религиозной философии.
_ _ _ _ _ _ _
Введение к Тайной Доктрине: синтезу Науки, Религии и Философии

Автор обосновывает мысль, что ортодоксальный Буддизм (т.е. всенародное учение Гаутамы Будды) и его Эзотерический Буддизм – это разные вещи. Последнее ничем не отличалось от сокровенного учения современных ему браминов. Будда был дитя Арийской почвы, рождённый Иисус, кшатрия и ученик «Дважды рождённых».
Далее автор приводит сведения о том, что тайные знания всегда и теперь тщательно сохраняются, что многие тибетские монастыри имеют огромные подземные хранилища книг и т.д. То же, что сейчас выдаётся за знания – лишь жалкие обрывки, не понятные к тому же без необходимых комментарий.
Следует принять к сведению:
— что исследователи (современные) древних религий имеют очень мало данных для своих выводов.
— что отсутствие данных не мешает им измышлять «научные» истины.
_ _ _ _ _
Есть естественная связь между языком и религией. До разделения Арийской расы была общая Арийская религия; до разделения Семитической расы – общая Семитическая религия и до разделения китайских и других Туранских племён – общая Туранская религия. Существует всего три древних центра религий и три центра языка.
_ _ _ _ _
«Первоначальное откровение было дано; оно и теперь существует, никогда не будет утеряно и снова появится в мире, но, конечно, Европейцы должны подождать» – со слов одного посвящённого индуса.
_ _ _ _ _
Халдеи несомненно получили свои первоначальные сведения от браманов (очевидно влияние Вед на раннюю мифологию Вавилона). … Вавилония уже с самого своего основания была центром санскритской и браманской учёности.
Автор говорит, что между Тибетом и Туркестаном (пустыня Гоби) – многие тысячелетия была высокоразвитая цивилизация, развалины городов которой – под песком. Приведен отрывок доклада Пржевальского о находке в этих мёртвых городах мумий чрезвычайно высоких и могучих людей с длинными волнистыми волосами.
_ _ _ _ _
Мы видим, что Сокровенное Учение было повсеместно распространённой религией древнего и доисторического мира. В тайных подземельях и книгохранилищах, принадлежащих Оккультному Братству, существуют до сих пор доказательства распространения этого учения. Некоторые части знаний были сокрыты специально, чтобы не дать невежественной толпе опасных истин.
Опасность в том, что такие учения (планетная цепь, 7 рас и др.) дают ключ к семиричной природе человека, ибо каждое начало соответствует семиричным оккультным силам, причём в высших сферах эти силы обладают страшным могуществом.
_ _ _ _ _
Основатели разных религий – лишь посредники, но не изобретатели учения. Они создавали новые формы и объяснения, но истины, на которых покоились учения, были так же стары, как само человечество.
_ _ _ _ _
О разорении и уничтожении древних знаний фанатиками. … Воистину враждебный дух фанатизма первых и средних веков Христианства и Ислама стремился пребывать в мраке и невежестве. Обе веры завоёвывали своих прозелитов мечом; обе строили свои церкви на гекатомбах человеческих жертв. Над вратами первого столетия нашей эры горели роковые и полные значения слова: Карма Израиля.
_ _ _ _ _
В «Разоблачённой Изиде» есть ссылки на очень древнюю тайную книгу. Предание говорит, что книга эта была написана на сензарском тайном жреческом языке со слов Божественных Существ, продиктовавших её в Центральной Азии при зарождении пятой расы Сынам Света; ибо было время, когда сензар был известен посвящённым всех народов, когда предки Толтеков понимали его также легко, как и жители утерянной Атлантиды, которые унаследовали его в свою очередь от мудрецов третьей расы, получивших его непосредственно от Дев второй и первой расы.
Древняя книга описывает космическую эволюцию, объясняет происхождение всего на Земле. … Она останавливается в начале Кали Юги, т.е. в 4989 году, который считался годом смерти Кришны, светлого солнечного Бога, действительно жившего некогда героя и реформатора.
Существует и другая книга, появившаяся только 5000 тому назад, т.е. с наступлением Чёрного Века. Приблизительно через 9 лет первый цикл первых пяти тысячелетий, который начался с великим циклом Кали Юга, закончится. Многие пророчества исполнятся.

Пролог.
Страницы из доисторической летописи

- символ – чистый белый диск на матово-чёрном фоне – изображает Космос в Вечности, до нового пробуждения ещё дремлющей энергии, до эманации Вселенной.


- тот же диск, но с центральной точкой. Точка в доселе непорочном диске, Пространство и Вечность в состоянии Пралайя (непроявленное) указывает на зарю дифференциации, это – Точка в Мировом Яйце, зародыш внутри его, из которого разовьётся Вселенная (подробнее см. оригинал). Круг без точки – божественное Единство, откуда всё происходит и куда всё возвращается. …
Именно на этом плане начинается проявление, период Манвантары; ибо в этой Мировой Душе покоится – во время Пралайи – Божественная Мысль, в которой пребывает – в открытом виде – начертание всех будущих космогоний и теогоний. Это – Единая Жизнь, вечная, невидимая и в то же время вездесущая, без начала и без конца, и всё же периодическая в своих правильных проявлениях, в промежутках между которыми царствует тёмная тайна Небытия; бессознательная и в то же время абсолютное Сознание, неосуществимая и в то время единая самосущая Реальность.
Её единственный абсолютный атрибут, который и есть сама Жизнь, вечное неустанное Движение, называется на эзотерическом языке Великое Дыхание, которое и есть неустанное движение Вселенной в смысле безграничного, вечно-присутствующего Пространства. То, что неподвижно, не может быть божественным; хотя в сущности и в действительности ничего нет абсолютно неподвижного внутри Мировой Души.
_ _ _ _ _
Митра – космическое движение вечно и неустанно; космическое движение – видимое, или то, которое доступно восприятию, – преходяще и периодично.
_ _ _ _ _
– 1-й древний символ.


– второй древний символ – означающий первую дифференциацию в периодическом проявлении вечно-сущей Природы, бесполой и бесконечной или потенциальное Пространство внутри абстрактного Пространства.


– 3-й. В третьей стадии точка превращается в диаметр. Теперь он символизирует божественную непорочную Мать-Природу внутри всеобъемлющей абсолютной Бесконечности.


– 4-й. Когда горизонтальный диаметр перекрещивается вертикальным, он становится Мировым Крестом. Этот крест – знак происхождения человеческой жизни, до которой человечество достигло в третьей коренной расе.

+ – 5-й. Когда окружность исчезает и остаётся один крест +, это означает, что падение человека в материю завершилось и возникла четвёртая раса. Крест внутри круга символизирует чистый пантеизм; когда крест не прикасается к кругу, он получает фаллическое значение. Крест имел рядом с этим и иное значение, когда он изображался как Тау, внутри круга ; или как молот Тора (т.н. джаинский крест) или Свастика (правосторонняя) внутри круга.


Третий символ означал первое проявление творческой природы, ещё пассивное, т.к. это проявление женского начала. (Человек более привязан к матери.) Поэтому женские божества почитались более, чем мужские. Отсюда и природа – женского рода, и до известной степени объективна и осязаема, духовное же Начало, оплодотворяющее её, скрыто.


Прибавление к горизонтальной перпендикулярной линии (4-й символ) – означает разделение на два пола (середина 3-й расы).


Символ Т (тау) – возник из 4-го символа – древнейшая форма письменного знака; она была глифом третьей коренной расы до её символического падения, т.е. разделения полов.
С появлением подрас нашей Пятой расы этот глиф превратился в символике в Sacr, затем в египетский символ жизни , позднее в знак Венеры. Затем появляется Свастика (молот Тора, ныне Герметический крест), окончательно отделённый от своего круга и поэтому ставший фаллическим.


Эзотерический символ Cali-juga есть пятиконечная опрокинутая звезда с двумя конечностями (рогами), повёрнутыми вверх ; она же – знак человеческого колдовства и каждый оккультист узнает в ней знак «левого пути», употребляемый в церемониальной магии.
_ _ _ _ _
Нет никакой разницы между сказанным христианским Апостолом: «в Нём мы живём, и движемся и имеем наше бытие» и индусским Риши: «Вселенная живёт в Браме, происходит от Него и возвращается к Нему»; ибо Браман непроявленный и есть Вселенная in abscondito, а Брама проявленный есть Логос, которому приписывают мужеско-женское начало. … и Бог посвящённого Апостола, и Бог индусского Риши, оба являются в конечном выводе Невидимым и Видимым Пространством. Простанство называется в эзотерическом символизме «Семи Покровный Вечный Мать-Отец». Начиная с его недифференцированной до дифференцированной поверхности, пространство состоит из семи слоёв.
«Что такое то, что было, есть и будет, безразлично – существует ли вселенная или не существует; есть ли Боги, или их нет?» – спрашивает эзотерический Сензарский катехизис. Ответом на это служит: «Простанство».
При этом отвергается не Единый, непознаваемый, вечно-сущий Бог в природе, или Природа in abscondito, но «Бог» человеческой догмы и его очеловеченное «Слово».
_ _ _ _ _
Самые имена двух главных Божеств, Брамы и Вишну, должны бы уже давно навести на их эзотерическое значение Brahman или Brahm производится от корня brih – расти или расширяться; Vishnu от корня Vish – проникать, входить в природу сущности; Brahma-Vishnu таким образом являются Пространством, относительно которого Боги, Риши, Ману и всё в этой Вселенной – лишь Потенции.
_ _ _ _ _
Наиболее древние религии: Индусская, Маздаизм и Египетская. Следующая Халдейская – в настоящее время совершенно утерянная для мира, исключая её извращения в сабеаизм.
_ _ _ _ _
Сделать из своих легенд и историй пролог к христианству (Ветхий завет, Библия) было жестокой местью со стороны раввинов, которые хорошо знали, что означает их пятикнижие.
_ _ _ _ _
Оккультная наука признаёт семь космических элементов; четыре вполне физические и пятый (эфир) полуфизический, который станет видимым в воздухе к концу Четвёртого Круга и будет господствовать над всем в течение всего Пятого Круга. Остальные два элемента пока ещё не входят в пределы человеческого познания. Но представление о них всё же возникнет у 6-й и 7-й расы этого Круга, вполне же познаны они будут в 6-м и в 7-м Кругах.
Эти 7 элементов с их бесчисленными под элементами – суть условные видоизменения и аспекты одного и того же Элемента. Этот последний не эфир и даже не Акаша, он есть их источник.
_ _ _ _ _
Оккультная наука учит, что Акаша (эфир её наиболее грубая форма) – пятое космическое Начало, которому соответствует и из которого происходит человеческий манас – есть, в космическом аспекте, светящаяся, прохладная, теплопроводящая пластическая материя, творческая в своей физической природе, изменчивая в своих наиболее грубых аспектах и частях, и неизменная в своих высших началах. В условиях творчества она называется Под-Корень; а в соединении с лучистой теплотой, она вызывает «мёртвые миры к жизни». Высший её аспект – Мировая Душа; низший – Разрушитель.
_ _ _ _ _
Стансы – относятся лишь к космогонии нашей собственной планетной системы и к тому, что видно вокруг неё после солнечной Пралайи. Тайные учения, относящиеся к эволюции вселенского космоса, не могут быть даны уже потому, что они не могли бы быть поняты даже величайшими умами нашего века.
_ _ _ _ _
Также как пред-космическое мышление есть корень всякого индивидуального сознания, так и Предкосмическая Субстанция есть основа (субстрат) материи в различных степенях её дифференциации.
Отсюда ясно, что противоположение этих двух аспектов Абсолютного совершенно необходимо для существования проявленной Вселенной. …
Также как противоположные полюсы Субъекта и Объекта, Духа и Материи, суть лишь аспекты единого Единства, в котором они синтезируются, так и в проявленной Вселенной есть «нечто», что соединяет Дух с Материей, Субъект с Объектом. Это «нечто» – называется Fohat. Это тот «мост», посредством которого Идеи, существа в Божественном Мышлении, запечатлеваются на космической субстанции как законы природы. Fohat – динамическая энергия космического мышления, или (с другой стороны) руководящая сила всякого проявления, Божественная Мысль, переданная и проявленная через посредство Дхиан-Чоханов (Архангелы, серафимы и др. в христианстве), Архитекторов видимого мира.
_ _ _ _ _
Наше сознание происходит от Духа или космического мышления, а разные проводники, в которых это сознание индивидуализируется и достигает рефлективного или самосознания, происходят от космической Субстанции; тогда как Fohat – во всех своих проявлениях является звеном между Разумом и Материей, тем оживляющим началом, которое электризует каждый атом, вызывая в нём жизнь.
Определения

I. Абсолютность: Парабраман Веданты или Единая Реальность, Sat (одновременно по Гегелю Абсолютное Бытие и Не-Бытие).
II. Первый Логос: безличный – «Непроявленный логос», предшествующий Проявленному, это «Первопричина» или «Бессознательное» европейских пантеистов.
III. Второй Логос: Дух-Материя, Жизнь; «Дух Вселенной», Пуруша и Пракрити индусов. IV. Третий Логос: космическое мышление, Маhat или Разум, Общая Мировая Душа; космический Нумен материи, основа разумных действия Природы, называемый также Maha-Budhi.
_ _ _ _ _
Тайная Доктрина устанавливает три главных положения:

1. Вездесущее, Вечное, Беспредельное и Неизменное Начало, по поводу которого невозможны никакие умозрения. Оно превышает все силы мысли и – «немыслимо и невыразимо». …
2. Вечность Вселенной in toto как безграничное поле действий; (ристалище для странников – наших Монад /два в одном/ в течение цикла их воплощений) по выражению книги Дзиан: «Появление и исчезновение миров подобно правильному чередованию прилива и отлива» (Периодичность во всей природе: манвантара – пралайя).
3. Основную тождественность всех душ с Мировой сверх-Душой, которая сама есть аспект «Непознаваемого Корня», и неизбежное странствование каждой души – искры Мировой Души – через Цикл Воплощения или Необходимость, в согласии с циклическим и кармическим Законом на протяжении всего определённого срока. Другими словами: ни одна чисто-духовная Божественная Душа (Buddhi) не может иметь независимого сознательного существования прежде, чем искра, изошедшая из чистой Сущности Вселенского Шестого Начала или сверх-Души – во 1) не пройдёт через каждую элементарную форму проявленного мира данной Манвантары и во 2) не приобретёт индивидуальность, сперва благодаря естественному импульсу, а впоследствии, благодаря самостоятельным и самопочинным усилиям, которые задерживаются её же кармой, – поднимаясь таким же образом по всем ступеням сознания, от нижайшего до чистейшего Архангела (Dhyani-Buddha).
_ _ _ _ _
История Космической Эволюции, как она намечена в Стансах – абстрактная алгебраическая формула эволюции, которая может быть применена и к нашей Земле, и к эволюции планетной цепи, в которую входит Земля, и к солнечной системе, куда принадлежит эта цепь и т.д. по восходящим ступеням.
Семь Стансев – представляют 7 пределов этой абстрактной формулы. Они указывают на 7 великих ступеней в эволюционном процессе, который в Пуранах назван как «Семь творений», в Библии как о «Семи днях» творения.
Станса I – описывает состояние Все-Единого во время Пралайи до первого дуновения вновь пробуждающегося Проявления.
Станса II – описывает состояние, которое для западного ума /практически/ тождественно с описанным в стансе I.
Станса III – описывает пробуждение Вселенной к жизни после Пралайи. Она рисует выступление Монад из состояния поглощённости внутри Единого. Слово Монада может быть применено и к величайшей солнечной системе, и к мельчайшему атому.
Станса IV – показывает дифференциацию «Зародыша» Вселенной в Семиричную Иерархию сознательных Божественных Сил.
Оне и являются основателями, формовщиками и, в заключение создателями всей проявленной Вселенной. Оне – те разумные Сущности, которые согласуют и контролируют эволюцию, воплощая в себе те проявления Единого Закона, которые известны нам как Законы Природы.
Они известны под именем Дхиан Чоханы, хотя каждая их группа может иметь и другие названия. Эта ступень эволюции – создание Богов.
Станса V – описывает процесс образования мира. Вначале рассеянная космическая материя, – затем – «Огненный Вихр», первая ступень образования туманности. Туманность сгущается и, наконец, образует Солнечную Вселенную, планетную цепь, или же отдельную планету, глядя по обстоятельствам.
Станса VI указывает на последующие ступени образования «Мира» и доводит эволюцию такого Мира до его четвёртого великого периода соответствующего периоду, в условиях которого мы существуем и поныне.
Станса VII – продолжает повествование, намечая нисхождение жизни до появления Человека.
(Конец 1-й книги Т[айной] Д[октрины].)
_ _ _ _ _
Санскрит в известной нам форме не был знаком Атлантам.
_ _ _ _ _
Практический оккультизм

Теософом сделаться не трудно. Всякий человек – не эгоист, ведущий чистую жизнь, находящий больше радости в возможности помогать ближнему, чем получить помощь самому, всегда готовый жертвовать своими удовольствиями ради пользы других, любящий Истину, Добро и Мудрость ради их самих, а не ради предоставляемой ими пользы, есть теософ.
Но совсем, другое дело стать на тот путь, который ведёт к праведной жизни, к верному распознаванию добра и зла; на тот путь, который ведёт человека к такому могуществу, что он может творить желаемое добро, не пошевельнув, по-видимому, даже и пальцем.
_ _ _ _ _
Необходимо знать: Учитель несёт громадную, почти безграничную ответственность за своего ученика
С того момента, когда они на самом деле начинают учить, с того часа, когда они передают ученикам какую-либо силу – психическую, умственную или физическую – они берут на себя ответственность за все грехи своих учеников, имеющие какую-либо связь с сокровенными науками: будь то ли то грехи упущения или грехи совершения, вплоть до времени посвящения ученика в ранг Учителя.
_ _ _ _ _
Есть мистический религиозный закон, соблюдаемый в греческой церкви, наполовину забытый в римско-католической и совершенно отсутствующий в протестантской; это – учение о безусловной святости отношений, существующих между крестным отцом и матерью и крестникам. Они как бы берут на себя ответственность за все прегрешения вновь окрещённого (который помазуется, как при посвящении: крещение – во истину – таинство!) до того дня, когда он становится ответственной личностью, способной распознать добро и зло.
_ _ _ _ _
Оккультизм – не магия. Сравнительно не трудно научиться психическим фокусам и методам как пользоваться более тонкими – хотя и ещё материальными – силами природы; потому что способности животной души человека пробудить недолго и силы, которые приводятся в действие его любовью, ненавистью, или иною страстью, развиваются достаточно быстро. Но это – чёрная магия, колдовство, потому что единственно, что делает проявление внутренней силы чёрной (зловредной) или белой (благодетельной) магией, это – внутреннее побуждение.
Человек, в душе которого остался хотя малейший след себялюбия, не должен пользоваться духовными силами; иначе, – за исключением, если его намерения вполне чисты, – духовное преобразится в психическое, последнее проявится в астральном мире, и могут получиться самые страшные результаты.
Свойства и силы животной природы человека могут быть использованы одинаково как эгоистической и мстительной душой, так и самоотверженной, и всепрощающей; (!) тогда как способности и силы духа доступны лишь человеку с безусловно чистым сердцем, и это и есть Божественная Магия.
Далее автор в качестве примера даёт 12 правил из 73, которым должны следовать ученики для познания Божественной Науки.
1. Место должно быть таково, чтобы ум не развлекался, снабжено предметами, обладающими магнетическим влиянием и т.д. (см. оригинал)
2. Прежде чем ученику разрешено будет учиться «лицом к лицу», он должен приобрести знания в избранном сообществе с другими мирскими учениками, число которых должно быть нечётным. 3. Прежде чем передать сокровенные знания, учитель должен позаботится о том, чтобы ум ученика был очищен и подготовлен (см. оригинал).
4. Учась вместе, ученики должны быть неразрывно связаны, как пальцы на одной руке. 5. Учитель должен настроить своих учеников как струны лютни, чтобы они звучали в гармонии.
6. Желающие приобрести знания, ведущие к Сидхи, должны полностью отказаться от всякой житейской и мирской суеты.
7. Никто не должен делать различия между собой и своими сотоварищами. Сердце должно быть полно чувства единства с остальными существами, так же, как и со всей Природой. …
(Этого очень трудно достичь западному жителю в силу системы воспитания.)
8. Ученик должен бояться, избегать внешнего влияния. Никто не должен есть или пить из его чаши (кроме его самого), должен избегать всякого телесного соприкосновения с человеком или с животным существом.
9. Ум ученика должен оставаться равнодушным ко всему, кроме мировых истин в природе. … 10. Ученик не должен есть никакой животной пищи, ничего в чём есть жизнь. Не должен употреблять вино, спиртные напитки, наркотики. …
11. Медитация (углубленное размышление), воздержание во всём, исполнение нравственных обязанностей, благие мысли, добрые дела и приветливые слова и благоволение ко всем и полное забвение о себе – вот самые действенные средства, чтобы добиться знания и подготовить себя к восприятию высшей мудрости.
12. И только при условии самого строгого соблюдения всех выше изложенных правил, ученик может надеяться приобрести со временем сидхи Архатов и достигнуть духовного роста, который даёт ему возможность постепенно слиться воедино с Мировым Единством.
_ _ _ _ _
Западное воспитание, основанное на воспитании чувства соревнования, борьбы; жизнь в условиях капитализма – всё кладёт, практически, неодолимые препятствия на указанном пути ученичества.
_ _ _ _ _
На Востоке дух «единения» прививается с детства, и восточный ученик более подготовлен воспитанием.
_ _ _ _ _

------------------------------------------