Об изображениях, фотографиях, иконах

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ФОТОГРАФИЯ
ИКОНЫ
                        Поймите, не с мертвыми идти. Если людское прикосновение имеет значение, то Наше касание тем более. Прикосновение людское бывает долговременно, но Наше касание сообщает энергию на данное Нами время. Часто простая икона милее роскошного образа. Чудо незаметно проникнет в жизнь. Нужно время - чистое учение протолкнуть. Переживите время.
                                      Зов, Февраль 5, 1922 г.
                        Вопрос о воздействии Изображений, портретов, фотографий очень глубок. Несомненно одно: отражение в третьем глазу какого-либо лица устанавливает с ним известную связь. Эта связь устанавливается и без посредства портретов или внешних предметов, а просто лишь путем вызывания мысленного представления данного лица или предмета. Подчеркиваю, «предмета», ибо связь устанавливается со всем, что возникает в виде образа перед мысленным взором и удерживается там известное время.

                                      Грани Агни Йоги. 1964 г. 119. (М.А.Й.)

ИЗОБРАЖЕНИЯ

269. Различное выражение портретов, замеченное вами, уже относится к области Иеровдохновения. Уже в глубокой древности понимали это духовное проникновение. Уже в Египте портретные изображения являлись посредниками для общения на расстоянии. Священные Изображения также отвечают духовному общению. Но следует понять это естественное явление не как магию или колдовство, но как еще одну крупицу знания. Никто не может ограничивать и очертить границу знания духа. Никто не имеет такое воображение, чтобы признать, где может пресекаться величие энергии. Потому нужно так добросовестно отмечать все понятые подробности разных явлений. Нужно радоваться каждому такому осознанию. Ведь эти огненные вехи ведут к Миру Огненному. Значит, на таких путях нужно применить великое внимание. Нужно брать действительность, как она есть. Не недоверие или усыпленность, но глаз добрый и открытое сердце приведут к пониманию новых проявлений Огненного Мира. Замечайте насколько выражение изображения меняется, и впоследствии можете сравнить с событиями. Нужно, конечно, производить наблюдения над лицами, которые имеют для вас особое значение и которых вы знаете. Явление таких перемен выражения называлось египтянами зеркалом души.
                                      Мир Огненный, часть 2.

491. Вы Матери Агни Йоги карточки свои посылали, и она, смотря на них, видела и чуяла состояние вашего духа. Конечно, ваши изображения имеются и у Нас, и по ним Видим Мы все, происходящее с вами. Срочная мысль передается тотчас же. Действует нить связи. Можно ли назвать это изображение терафимом? Можно, ибо лучшие мысли и чувства ваши, устремленные к Нам, согреты Нами, как зерно Солнцем для всходов. Через него передается и Защита, и Забота о вас. Все о вас Знаем и Видим все. Так и живите, и поступайте, зная, что Глаз Орлиный над вами.

                                      Грани Агни Йоги. 1958 г.
Март 29. Руки, ноги и тело свое человек осознает, как нечто находящееся при нем и с ним постоянно, хотя и не всегда их чувствует или ощущает, например, уши, нос, волосы; точно так же следует осознать и постоянное Присутствие в духе Владыки, хотя ощущать и чувствовать Его постоянно и невозможно, но осознание это нужно ибо лишь только тогда формула «Я с вами всегда» станет действительностью плодоносящей. Сперва Изображение Владыки с собой постоянно в кармане у сердца, потом постоянно и в мыслях, потом постоянно и в третьем глазу. Так вначале, хотя бы и механически, можно удержать подсознательно и сознательно близость Владыки. Потому ношение Изображения с собою полезно безусловно. Одна мысль о Нем уже порождает форму Его перед психическим глазом, и человек внутренним зрением видит Его перед собою. Тем и благостно ношение при себе знаков доверия Учителя. …
                                      Грани Агни Йоги. 1960 г.
96. Правильно отметили, что выражение Изображения меняется. Поэтому следует улавливать моменты особой яркости и четкости для того, чтобы запечатлевать их внимательно и длительно. Это зависит как от внешних, так и от внутренних условий и от состояния сознания. Многие подробности имеют важное значение.
                                      Грани Агни Йоги. 1961 г.
112. (Фев. 24). Когда внешнее начинает звучать слишком уж напряженно и обычное сосредоточение не в силах его превозмочь, можно преодолеть его впечатлениями, также идущими извне, но в соединении с сосредоточением внутренним. Потому, когда суета звучит особенно зычно, следует взять в руки Изображение и, устремив на Него взгляд и собрав внимание в фокусе этом, соединить внешнее сосредоточение, то есть сосредоточение на внешнем предмете, с сосредоточением внутренним, то есть на мыслях и чувствах, касающихся уже не внешнего Изображения, но орбиты, связанной с Ним, то есть со сферами Света. Можно, можно, можно преодолеть рык суеты и напряжение внешних условий объединением внешнего, касающегося Нас, с внутренним, соединяющим с Нами.
                                      Грани Агни Йоги. 1962 г.
328. (Гуру). Знайте, что через облик последнего воплощения сознание может соприкоснуться с ушедшим. Почитание Служителей Света, основанное на этом условии, всегда создавало нужный контакт. Изображения Подвижника и так называемых святых служили посредствующим звеном связи между ними и их последователями. Смерть преградой общению с ушедшим не может служить. По этому же принципу и Христа почитали, и молились Ему, и Контакт с Ним имели.
                                      Грани Агни Йоги. 1962 г.
144. (Март 19). Носим постоянно с собою представление свое о себе. Его надо заменить Мною, представлением Меня в себе, так, чтобы мысль о себе отошла и заменилась мыслями обо Мне. Себя можно видеть в моменты деления духа. Можно видеть и Меня, сперва в те же моменты, потом – постоянно. Увидеть Изображение сразу нельзя, но, накапливая впечатления, можно уплотнять представляемый в воображении Образ до тех пор, пока Он не выльется в явно видимую форму. Отвлеченно понять наинужнейшее – это одно, практически в применении – совершенно другое. Закрепителем стойкости Изображения будет любовь. …
                                      Грани Агни Йоги. 1963 г.
118. Изображение Иерарха представляет собою грануляцию Его Луча, особо воздействующего всякий раз, когда сознание сосредоточивается на нем (на Изображении). Это относится к области незримых, но явных воздействий, которые можно постепенно углублять пониманием идущего процесса. …
                                      Грани Агни Йоги. 1964 г.
131. (Гуру). Мы радуемся каждому успешно пройденному испытанию. Уловить в глазах портрета радость – хороший знак. Улавливается глазами сердца. Так, неотступность в движении к цели помогла преодолеть все трудности. И у Нас радость.
                                      Грани Агни Йоги. 1964 г.
155. (Гуру). С отошедшими соприкасаемся через их облик земной. Этот облик служит как бы соединительным звеном с освобожденным от физического тела духом. И если даже отошедший уже воплощен вновь, это не мешает контакту, так как связь устанавливается с духом, а не с его оболочками, которые все временны. Это следует иметь в виду и не смущаться никакими соображениями. Когда Учитель Говорит, что связь с Ним – поверх всего временного и смертного. Указывает Он на сокровенную связь между духом и духом.
                                      Грани Агни Йоги. 1964 г.
637. (М.А.Й.). Разница в выражении глаз на избранных вами Изображениях, их глубина и яркость зависят не от освещения, но от условий контакта. Не игра воображения, но реальность тонких энергий и уявления Тонкого Мира. При еще более внимательном наблюдении можно будет отметить и новые подробности. …
                                      Грани Агни Йоги. 1967 г.
108. (Гуру). Верно заметили, что выражение лиц и изображений никогда не бывает одинаковым, оно различно всегда. Эту тонкую разницу усмотреть не всегда удается, но если глаз достаточно утончен и ставит перед собою эту задачу, то результаты не замедлят. Это обстоятельство лишний раз подтверждает то, что ничто никогда не повторяется, даже при кажущемся поверхностном сходстве. Так же неповторимо и прошлое, о котором часто сожалеют несовершенные сознания. Все течет, и все меняется, и струи потока никогда не возвращаются на прежнее место.
                                      Грани Агни Йоги. 1969 г.
187. (М.А.Й.). Если внимательно наблюдать за выражением портретов или изображений лиц, имеющих для вас особое значение, то можно заметить, что оно постоянно меняется, и каждый день в этом отношении нов и не похож на предыдущий. Это уже явления Тонкого Мира. Они могут усиливаться вплоть до того, что лицо будет как бы оживать и контакт будет совершенно конкретен. Так можно получить нечто весьма полезное для себя и окружающих близких.
                                      Грани Агни Йоги. 1970 г.
298. (М.А.Й.). На одно и то же Изображение могут смотреть два человека и получать совершенно разные впечатления или ощущения. Почему? Понимание человек приносит в себе и с собою, и это приношение и позволяет ему постигать значение того, на что устремлен его взор. Так, приносящему дается, вернее, берет он сам, имея право на получение благодаря тому, что принес. Потому желающему познать говорится, чтобы каждый раз приносил корзины все большего и большего размера, чтобы вместить было во что дары духа, ибо только имеющему дается, у неимеющего же отнимается и то, что имеет.
                                      Грани Агни Йоги. 1971 г.
441. (М.А.Й.). Не в Изображении дело, но в Той Сущности, символом Которой служит Изображение. Само Изображение – только звено, вещественный знак, соединяющий с Тем, Кто Стоит за Ним. Поэтому, использовав звено как связующий знак, следует всецело перенести сознание в сердце представленного на Изображении Духа и стремиться к слиянию с Ним. Слишком сильное внимание к самому Изображению может даже мешать полноте слияния. Изображение служит только как бы соединительным мостом, перейдя который все устремление можно сосредоточить уже на самом Фокусе устремления. Явление иконоборчества было вызвано тем, что все устремление и почитание было направлено на внешние символы и Изображения, но не на Тех, Кто Стоял за Ними.
                                      Грани Агни Йоги. 1971 г.
535. (М.А.Й.). Смотря на портрет, соприкасаемся с отсутствующим. Следствия такого соприкасания не так уж трудно отметить, если внимательно отдать себе отчет в своих ощущениях. В этом случае всегда происходит некоторый взаимообмен тонких энергий. Происходит он и при ярком мысленном представлении того лица, на котором сосредоточена мысль. Энергии, лучше сказать, стрелы, Света и тьмы летают по миру и касаются тех, к кому устремлены. …
                                      Грани Агни Йоги. 1971 г.
724. (М.А.Й.). Изменения красок, тонов и оттенков на Изображении Матери Мира не следует относить на счет внешнего источника света, но надо понимать явление глубже. Не кажущееся это явление, но действительное. Духовная связь с Великой Индивидуальностью по пространственному проводу передает вибрацию Лучей, и глаз воспринимает эти получения. Краски становятся светящимися и живыми. Замеченное явление надо сердцем принять неотрицающим как знак высших возможностей.
                                      Грани Агни Йоги. 1971 г.

ФОТОГРАФИЯ

567. Указанные опыты с фотографией можно терпеливо начать, но следует замечать все подробности. Так тоже полезное наблюдение для исследования Тонкого Мира. Но помните, что при снимках снимающий не должен смотреть на снимаемого. Не забудьте о химизме взгляда.
                                      Сердце.
227. Люди не должны держать в домах ничего гнилого. Явление брожения или несвежая вода привлекают нежелательных сущностей. Когда разовьется фотографирование сущностей Тонкого Мира, можно будет на фильме показать разницу окружения куска сыра, мяса или свежей розы. Вместо логических уговоров можно видеть, что облики, привлеченные мясом, непривлекательны. Даже эти любители гниения провожают до самого рта лакомое им блюдо. Также предварительно снятию ауры, можно уже приобрести опыт на снятии предметов с их окружением. Как всегда опыт нуждается в терпении и усидчивости. Следует его начинать с показательных предметов.
                                      Мир Огненный, часть .1
                                      Е.И.Рерих – А.М.Асееву 1 августа 1934 г. «Урусвати»
…Здесь имеется в виду самое простое фотографирование ауры. У нас есть один снимок с аурой . Он был сделан совершенно случайно без всякой мысли о снятии излучений. Интересно отметить, что снимок был сделан утром и у окна. И аура субъекта, будучи пурпуровой или фиолетовой и потому трудно уловимая в силу своих тонких вибраций, тем не менее достаточно ярко запечатлелась, и именно в форме ауры, когда излучения уже исчезли из нижних конечностей и подымаются вверх от центра солнечного сплетения, намечен также и второй головной круг. Конечно, между снимающим и снимаемым существовала полная гармония, и помещение было наполнено лучшими эманациями. Кроме того, позднее было Указано, что Владыка хотел запечатлеть эту ауру, потому и помог выявить ее. Конечно, для получения лучших результатов советуется черный экран и снимание при полной темноте. В моем предыдущем письме я уже сообщала Вам о методе, применяемом для этой цели д-ром Кильнером, но он отражается на зрении, потому нужно очень осторожно приучать к этому глаза. …
                                      Е.И.Рерих – М.Е.Тарасову 16 января 1935 г.
…Теперь о фотографировании аур. Это сопряжено с затратой денежной и терпением. И конечно, необходимо соблюсти условия благоприятных токов, чистоты, тишины и гармоничности всей атмосферы. Люди, участвующие в этом опыте, должны быть очень сгармонизированы между собою. Нужно помнить, что никакое научное исследование не дается без великого труда и терпения. Есть механический способ исследования аур при помощи химического состава, накладываемого на стекло, через которое смотрят на исследуемого субъекта, но этот состав очень вредно действует на зрение. Способ этот описан Кильнером в его книге «Человеческая Атмосфера (Аура)», книга на английском языке. Конечно, способ этот очень несовершенен. …
                                      Е.И.Рерих – К.И.Стурэ 28 февраля 1935 г.
…Ввиду того что некоторые члены Общества прислали мне свои карточки, посылаю свою. Карточка любительская и переснята друзьями даже не с негатива, но с карточки, но она интересна тем, что на ней запечатлена моя аура. Снята эта карточка моим сыном в 25-м году, когда мы жили в Дарджилинге. Окна комнаты выходили прямо на север, на величественные Гималаи, на вершину Канченджунги. Конечно, аура моя, будучи лиловой, или, иначе говоря, пурпуровой, в силу быстроты своих вибраций трудно уловима, но Великий Владыка хотел запечатлеть ее и помог этому. Снимок сделан около 12 часов дня при полном дневном свете, причем мы не знали о готовящемся проявлении. С удовольствием прислала бы Вам более ясную фотографию, но дело в том, что я никогда не снимаюсь, и потому даже любительских фотографий у нас почти нет, или все они так миниатюрны, что еще труднее разобрать. …
                                      Е.И.Рерих – Ф.А.Буцену 18 июня 1935 г.
…Также утверждение, что Божественная Монада не находится внутри человека, в большой мере справедливо, ибо седьмой и шестой принципы есть так называемое магнитное поле, или аурическое яйцо. Так, по ширине и излучениям ауры можно судить о высоте духа. Вот почему так важны скорейшие нахождения способов зафиксирования или фотографирования аур. Снимок явит истинный паспорт человека. …
                                      Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису 23 августа 1937 г.
…Теперь о моих портретах. Вы очень правильно понимаете, дорогой Рихард Яковлевич, что не следует давать фотографии близких в посторонние, возможно даже враждебные руки. Именно фотографии нужно оберегать и не раздавать их безразлично. Когда-нибудь и это люди поймут. Я очень не любила сниматься или позировать для портретов, и потому моих фотографий, кроме как в детском возрасте, почти не существует, за исключением двух или трех, снятых насильственно. …
                                      Е.И.Рерих – Г.И.Фричи 6 февраля 1954 г.
…Молодой ученый вскоре откроет способ фотографирования аур. Результат будет значительным, и наука, особенно сокровенная, много продвинется. …

ИКОНЫ

179. (Гуру). Общение с избранным духом идет через его внешнюю оболочку, форма которой в том или ином виде запечатлелась в сознании. Через внешнее идет соприкасание с внутренним, через земное – с духовным. Отсюда и интерес к иконографии. В иконе скрыто нечто гораздо большее, чем думают те, кто их почитает, или те, кто их не признает. Для связи с незримым нужно зримое и осязаемое, если невидимое глазу еще недоступно. Много Света сосредоточено в священных предметах и некоторых иконах. Священные изображения кроют в себе нечто недоступное физическому зрению. Если обыкновенная фотография соединяет смотрящего на нее с ее оригиналом, то что же сказать о священном Изображении? Много скрытого в мире за внешнею формой вещей.
                                      Грани Агни Йоги. 1963 г.
163. (Гуру). Иконы, священные Изображения и предметы имеют значение не сами по себе, но как посредствующие звенья, соединяющие сознание с теми или тем, к кому или чему оно устремлено. Для объединения с Высшим сознанию надо на что-то опереться, за что-то ухватиться, через что-то подойти. И этим посредством служат перечисленные выше объекты. Конечно, и сами предметы эти необычны постольку, поскольку насыщены они наслоениями высших вибраций или мыслей духовного порядка. Даже светиться могут от пересыщенных наслоений такие предметы. …
                                      Грани Агни Йоги. 1964 г.
437. (Гуру). Вот мы говорим о почитании священных Изображений. Много сознаний споткнулось на этом. Ведь почитается не внешняя форма, а то содержание, та сущность, которая вкладывается в них почитателем. А если почитателю нечего вложить? Как же тогда? Вот тогда-то и получается бездумное и неосмысленное поклонение форме, лишенной содержания, то есть идолопоклонство, но уже в современном виде. Когда же через видимую форму изображения устанавливается контакт с Бессмертным Духом Того, Кто Изображен на полотне, дереве или металле в том или ином виде, тогда почитание священных Изображений совершается так, как должно.
                                      Грани Агни Йоги. 1964 г.
438. (Гуру). А теперь об иконах, о наших, о русских иконах. К ним приложимо то же понимание почитания. Углубим это явление указанием на то, что древние так называемые «намоленные» иконы, насыщенные кристаллизованным отложением Света, действительно могут быть названы по праву священными, ибо окружены светом-огнем и сияют своими излучениями, видимыми для тонкого зрения и могущими быть сфотографированными аппаратом, похожим на тот, который изобрели супруги Кирлиан. Это уже другой аспект священных Изображений и предметов, которым отличаются и отличались они от обычных вещей во все времена у всех народов Земли. Начало насыщения иконы светом-огнем могут положить и художники-иконописцы, как, например, в иконах Андрея Рублева.
                                      Грани Агни Йоги. 1964 г.
525. (Нояб. 24). Иконопочитание в основе своей имеет в виду принцип обращения к различным Духам, стоящим на тех или иных ступенях Лестницы Света, заслуженных ими или же воображаемых. Обращение обычно связывает сознание обращающегося с Теми к Кому оно обращается. Икона – изображение – является фокусом сосредоточения связующим. Не к иконе идет обращение, но к Тому, к Духу Того, Кто на ней изображен. Это не имеет никакого отношения к фетишизму, если только принцип понят правильно. Высшая форма обращения – в духе, без всяких посредствующих предметов. Священные изображения и священные предметы имеют под собою строго научное обоснование. …
                                      Грани Агни Йоги. 1965 г.
393. (Гуру). Хочу обратить ваше внимание на вневременность космических связей. Они устанавливаются через внешний облик временных физических оболочек тех духов, с которыми устанавливается Общение. Эти оболочки служат как бы звеном, соединяющим с Избранным Духом. Ведь сознанию надо на чем-то сосредоточиться, прежде чем установить контакт. Этой цели и служит Избранный Образ. В этом также заключается смысл и значение иконопочитания. Икона, то есть изображенный на ней Лик, служит посредником связи с Духом Того, Кто на ней изображен. Связывает, конечно, предпосланная мысль.

                                      Грани Агни Йоги. 1966 г.
131. (Гуру). Правильно поступаете, полагая, что внешняя земная форма Высокого Духа, покинувшего Землю, служит психическим каналом связи для общения с его Индивидуальностью. Как же иначе притянуться к Ней, как не через доступную сознанию форму. В этом скрытое значение иконы. Внешнее почитание является фетишизмом. Но как средство общения икона ценна. Ценно все, что помогает установлению незримой связи с Иерархией Света или облегчает эту связь. Отсюда – и существование священных предметов.
                                      Грани Агни Йоги. 1967 г.
410. (Гуру). Необходимо полностью осознать, что внешняя форма человека, его лицо, глаза, тело, одежда, есть лишь внешний покров, под которым скрыт дух, и что при общении внешняя форма служит средством установления контакта с духом, носителем этой формы. Через посредство последней устанавливается духовная связь, или провод духа. Почитание икон будет понятным только при этом понимании процесса связи с тем духом, лик которого изображен на иконе. Иначе получается бессмысленный фетишизм и поклонение вещам, но не духу. Иконопочитание имеет глубокий смысл, но только при условии понимания того, чем иконы являются в действительности. Конечно, наслоения высоких мыслей утончают их материальную сторону и делают их светящимися. Священные предметы и предметы почитания в действительности становятся таковыми, если наслоения, отложенные на них, огненны и светоносны.
                                      Грани Агни Йоги. 1967 г.
26. (Янв. 12). …Священные Изображения и предметы облегчают удерживание сознания на избранном явлении. Каждый предмет служит как бы проводником или посредствующим звеном. Действует аура предмета. Этим объясняется также и действие амулетов, терафимов и старинных вещей. …
                                      Грани Агни Йоги. 1971 г.
536. (Гуру). Когда смотрите на Священное Изображение Учителя Света, соприкасаетесь с неисчерпаемым по глубине резервуаром Его Духа и можете из него черпать вдохновение. Чем глубже, сосредоточеннее касание, тем больше поступлений. Ритм каждодневный касания усиливает и умножает получаемые в ответ Мысли. И чудо Общения становится явлением каждодневности. Обращение всем сердцем, всеми помыслами, всем желанием и всем устремлением и следствия приносит соответствующие. Не Замолкнет Голос Владыки, пока в сердце пламень горит.
                                      Грани Агни Йоги. 1971 г.

ЛИТЕРАТУРА

              1. Агни Йога, Т. I – Самара : [б.и.], 1992 г. – 624 с.

              2. Агни Йога, Т. II – Самара : [б.и.], 1992 г. – 711 с.

              3. Грани Агни Йоги, 1958 г. – Новосибирск : Алгим, 2007. – 553 с.

              4. Грани Агни Йоги, 1960 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1993. – 240 с.

              5. Грани Агни Йоги, 1961 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1994. – 400 с.

              6. Грани Агни Йоги, 1962 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1994. – 320 с.

              7. Грани Агни Йоги, 1963 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1994. – 320 с.

              8. Грани Агни Йоги, 1964 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1994. – 320 с.

              9. Грани Агни Йоги, 1965 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1995. – 288 с.

              10. Грани Агни Йоги, 1966 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1995. – 320 с.

              11. Грани Агни Йоги, 1967 г. – Новосибирск : ЭКОР : Алгим, 1995. – 320 с.

              12. Грани Агни Йоги, 1969 г. – Новосибирск : Алгим : Цэрис, 1996. – 288 с.

              13. Грани Агни Йоги, 1970 г. – Новосибирск : Алгим : Цэрис, 1997. – 288 с.

              14. Грани Агни Йоги, 1971 г. – Новосибирск : Алгим : Цэрис, 1997. – 288 с.

              15. Рерих, Е.И. Письма, Том II (1934 г.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2000. – 576 с., с илл.

              16. Рерих, Е.И. Письма, Том III (1935 г.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2001. – 768 с., илл.

              17. Рерих, Е.И. Письма, Том IV (1936 г.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2002. – 512 с., илл.

              18. Рерих, Е.И. Письма, Том V (1937 г.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2003. – 384 с., илл.

              19. Рерих, Е.И. Письма, Том VI (1938-1939 гг.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2006. – 560 с., илл.

              20. Рерих, Е.И. Письма, Том VII (1940-1947 гг.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2007. – 472 с., илл.

              21. Рерих, Е.И. Письма,Том VIII (1948 – 1950 гг.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2008. – 496 с., илл.

              22. Рерих, Е.И. Письма, Том IX (1951 – 1955 гг.) / Е.И.Рерих. – М.: МЦР, 2009. – 608 с., илл.

                                      Составитель – А.А.Павлович.