О картинах Н.К.Рериха

… Он дал Свет Мой в кристаллизованной форме картин. Сгущенный Свет вложил в мощный магнит своих неповторимых картин. И эти магниты по лику Земли творят великое действо преображения сознания человеческого. Они устанавливают огненные нити связи между духом человека и Миром Высшим: живые, трепещущие нити жизни. Силою его картин творится великое дело. В незримой, реальной, могучей, вдохновляющей и возвышающей силе лежит их сокровенно скрытое могущество, на века заложенное, чтобы творить людей. Приходит время его, чтобы невидимо, но действенно дать сдвиг новый Стране своей. Прогремит имя его от края до края и возвышено будет. Ближайшие понесут в сознание народа сокровища духа, оставленные им на потребу человечества. Великое Служение и плоды дает великие. Лучи жизни, пронизав атмосферу Земли, магнитное поле, жемчужины его творчества доведут до степени крайнего напряжения, и жемчужины будут сиять, творя преображение сфер окружающих и зажигая сердца…
Учение Жизни увидят воплощенным в зримые формы, и невидимое, но могучее воздействие их почувствуют в сердце. Новые огненные условия планеты скрытое ныне облегчат и сделают явно ощутимым. Раньше носили и даже возили по местам чудотворные иконы и получали благо. Ныне повезут по миру по всем углам передвижники картины его, и они по всем углам понесут Свет Мой, сгущенный в шедеврах его творчества. Сгущенный Свет, конденсированный огонь, сокровище духа его произведений, огонь творящий и благо излучающий явно будет понят, и оценен, и храним благоговейно как высочайшее свидетельство мощи огненного духа его творца. Его принявшие и утверждающие будут творить Дело Мое. Через него польется миру благодать Моих Лучей. Его творчество явится одним из великих каналов Света, проливающегося на Землю. И многие придут ко Мне, влекомые магнитами его огненных картин. Их можно уподобить маякам Света, ибо кристаллы Материи Люцида сконцентрированы в их ауре. Сгущенный Свет, незримый, являет собою каждая картина. Свет – победитель тьмы. Свет, побеждающий тьму. Свет, от света его и Света Моего исшедший. Носителю Моего Света признание в веках Утверждаю.
                                    Грани Агни Йоги. 1952 г. Часть. II, 462. (Сент. 16)
…Гуру утвердил рукою своею искусство как высшую форму познавания истины и Света. Он был величайшим художником мира, великим из великих. Картина любого вашего художника, являясь шедевром своего вида, все же только картина. Правда, психическая энергия художника наслаивает на его произведении искры огня и дает картине известную степень светимости, но творение рук посланника Иерархии, его картины – это нечто совершенно иное по тому потенциалу огня, который в них заключен. Картина Гуру – это сгущенный Свет, это пылающая сфера огня, это мощный светоносный магнит, излучающий от себя и из себя ряд огненных энергий особого напряжения, это луч Света, пребывающий неотменно вокруг ее физической формы. Для слепых и невежд – это только картина, как и все прочие, для знающих и зрячих – это мощный магнит кристаллизованного огненной волей огня, посланный и отданный в мир, чтобы творить великое дело преображения всей окружающей такую картину сферы и сердец человеческих, которым посчастливилось прикоснуться и почувствовать их мощное воздействие. И если картины обычных художников облагораживают, возвышают и утончают человека, если все произведения истинного искусства являются выражением сгущенных, концентрированных высших энергий различных степеней, то что же можно сказать о творениях Посланника Нашего, Носителя Света, обладателя мощно светоносного Сокровища, Камня, имя которому Алатырь. Есть магниты неподвижные, закладываемые Владыками и посланцами Их для утверждения великих явлений будущего. Велика, хоть и невидима их мощь. Но картины Гуру – это есть магниты передвижные и потому особо насыщенные и могучие, ибо Свет Владыки, Свет Владыки Шамбалы запечатлен и сгущен Его учеником в своих произведениях. Ученик и посланец всегда творит волю Пославшего, Волю Высшего и Высшую. И слитый волею своею с волей Пославшего его, он Свет Владыки, носимый им в своем сердце и выражаемый им в действиях своих, вкладывает и утверждает в кристаллизованных им световых сферах, или магнитах, физической формой которых и носителями которых являются эти картины. Деление по светотени пойдет во всем сверху донизу. Коснется оно и искусства. И прозревшее человечество духовные шедевры Гуру, величайшего художника из величайших, отнесет к сфере священных предметов искусства и будет почитать их наряду со священными предметами, ибо поймет значение магнитов…
                                    Грани Агни Йоги. 1952 г. Часть. II, 669. (Дек. 19)
Если каждая картина – магнит, где сосредоточилась Огненная Энергия ее создателя, то можно представить себе психотехнику процесса воздействия каждой на сознание тех, кто на нее смотрит. Знаете, как неотвратимо запечатлеваются невидимые лучи радиоактивных элементов на том, с чем они входят в соприкосновение, знаете, как действуют они на ткани, сколь же сильнее созидательные лучи психодуховных магнитов, заложенных в каждой картине? Ведь это мощный терафим, заряженный энергией света на все время своего существования. …Уже если даже внешне светятся краски, то какова же их внутренняя светимость! Каждая картина соединяет зрителя с ее творцом и с Стоящими с ним. Так устанавливаются незримые нити связи с каждым проснувшимся сердцем…
                                      Грани Агни Йоги, 1958 год 536.(Гуру).
…Думают, что лицезрение полотен даст желаемый результат, но забывают о соответствии, то есть способности сознания созвучать с тем, что оно видит. Без соответствия нет созвучия, а без созвучия – понимания и восприятия внутренней сущности явления. При наличии в сознании элементов, способных дать созвучие, последние зарождают процесс ассимиляции и вызывают рост и углубление взаимопонимания. Как бы искра попадает в сознание и зажигает все, что может гореть, дать огонь, а затем свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности смотрящего, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного познавания. Именно искусство ведет по ступеням непосредственного познавания, когда уже не нужны слова – лишь сердце трепещет ощущением Света. Сказано: через искусство имеете Свет. Свет знания, – что может быть выше. Поднимает оно человека над всем мелким, личным, эгоистическим и переносит в мир сверхличных явлений. И сознания, разделенные малым, могут сойтись на большом – в согласии взаимопонимания и признания. Потому можно сказать, что искусство объединяет. И близко то время, когда оно объединит народы земли, ибо язык его универсален и понятен для всех. …
                                      Грани Агни Йоги, 1960 год (Сент.29)
Толстой Л. Н. велик тем, что в своих произведениях мастерски отобразил жизнь, которую он видел и которая была ближе ему по времени. Точно так же Рерих на полотнах своих запечатлел жизнь, как он ее понимал или видел. В картинах, посвященных Востоку, отображена жизнь его народов, ее особенность, своеобразие, их представления об окружающем мире, их устремления и надежды и даже философские концепции. Душу народов Востока запечатлел Рерих на своих полотнах и жизнь, быть может, не всегда понятную тем, кто не соприкасался с нею так близко, как соприкоснулся художник, много путешествуя и долго живя на Востоке. Те, кто не имели представления об изумительной игре красок Гималайских гор, даже упрекали его в неестественности и надуманности его работ. Но они не видели того, что видел Рерих. Так же не всегда сразу понятны те его картины, в которых знакомит он нас с легендами или философской мыслью Востока, с их надеждами на обновление мира, связанными с именами их легендарных героев. Но с уверенностью можно сказать только одно: Рерих на полотнах своих отобразил душу народов Востока, и отобразил это правдиво и жизненно. Недаром на надгробном камне имеется надпись: «Великому русскому другу индийского народа».
                                      Грани Агни Йоги, 1960 год (Нояб.10)
Уже понимаете, что каждое полотно – это кристаллы сгущенного Света, собранного в определенных сочетаниях в форме картин. Каждый смотрящий на нее вступает в соприкосновение с энергиями огней, в ней заключенных. Отсюда проистекает и то влияние на посетителей, которое оказывают предметы творчества рук человеческих, созданных при участии огней духа. Человек может не отдавать себе отчета в том, что происходит, и тем не менее воздействие от этого не уменьшается. Сознательное отношение к явлениям такого порядка еще более усиливает эффект. Таким образом, значение выставки картин Гуру имеет очень большой и глубокий смысл, оставляя неизгладимый отпечаток на сознании. Многие хотя и не понимают того, что происходит, но все же чувствуют нечто необъяснимое, не поддающееся выражению словами. Если бы со стороны Тонкого Мира было бы можно взглянуть, то увидели бы, как облако Света стоит, окружая собранье полотен, и отсвет его озаряет окружающее пространство. Произведения истинного искусства действительно служат источником Света, не меркнущего во времени.
                                    Грани Агни Йоги, 1964 год 516.(Окт.12)
Знайте, что рукотворчество Гуру есть процесс особого огненного напряжения и что в полотнах его кристаллизованы энергии Света, которые незримо излучаются и действуют на тех, кто их созерцает и чье сердце достаточно чутко и открыто для восприятий тонких энергий. Поистине, его полотна можно назвать контейнерами сгущенного Света, который пульсирует жизнью, незримо, но мощно воздействующей на окружающее. Спокойная, упорная и постоянная мысль, обращенная к Гуру, устанавливает с ним мост связи. Мысль не абстракция, но живая, активная сущность – энергия, способная передаваться через пространство.
                                    Грани Агни Йоги, 1966 год 430.(Июль14)
Какими прекрасными образами наполнил Гуру пространство, и в каких прекрасных полотнах частично были запечатлены эти образы в плотных, земных, формах. Говорю: частично, ибо семь с лишним тысяч картин, оставленных им миру, представляют собою только малую долю того, что создал он своей мыслью. Правильно названы его полотна идеограммами, то есть картинами, ярко включающими в себя определенные идеи, четко запечатленные в красках, в изумительно гармоничном их сочетании. Скажу больше: полотна его представляют собою кристаллы сгущенного Света, которым насыщены творения его рук. Внешняя форма картины, видимая земным глазом, наполнена внутренним невидимым содержанием, Светом сгущенным, который неотделим от картины и который мощно воздействует на того, кто на нее смотрит. И если сознание позволяет и достаточно чутко, то это воздействие очень сильно и длительно. Выражаясь языком современности, художественные произведения Гуру являются контейнерами Света, собранного им силою его творческой мощи в его изумительных полотнах. Многие замечали, что светятся краски на картинах его.
                                    Грани Агни Йоги, 1970 год 713.(М.А.Й.)
Все мои картины прошли через мое воображение, прежде чем были запечатлены на полотне. Содержание их показывает характер полетов мысли. Мысль кристаллизуется в картине в видимые плотные формы. Это и есть процесс творчества. Каждая картина двуполюсна, то есть вдобавок к внешним имеет свою невидимую мощную огненную форму, свой незримый двойник, – как и все в проявленном мире. Степень огненности формы незримой зависит от воображения и огненности духа творца. Творец и творение рук его связаны нитью незримой. На зрителя воздействует незримый двойник через свое внешнее выражение. Велика сила воздействия на сознание истинного искусства.
                                      Грани Агни Йоги, 1971 год 422.(Гуру)
Художник, творя свои картины, вкладывает в них силу своих излучений, степень и характер которых зависят от силы его творческого огня. Эти наслоения сопровождают полотна и остаются с ними на все время их существования, если огни, вложенные в них, достаточно стойкие. Воздействие таких аккумуляторов вибраций очень сильно. Чем огненнее творчество, тем сильнее воздействие. Можно представить себе, какова мощь великих произведений искусства, если созданы они при тесном объединении с Иерархией Света и если их творец сам является Иерархом высокой ступени.
                                      Грани Агни Йоги, 1971 год 693.(Гуру)
…Позволяю себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я, прежде всего, люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что прекрасные картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Н.К., которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Н.К. одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области легких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Н.К. Таких случаев у нас немало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас».
                        Е.И.Рерих. Письма. ТомI. Е.И.Рерих–Ф.Д.Лукину 19 июня 1933г.«Урусвати»
...Уже давно было Сказано, что картины Н.К. обладают целительным свойством. И наши ближайшие друзья и сотрудники при каждом недомогании вешали перед постелью свою любимую картину и, впитывая ее целебную гармонию, получали облегчение. Велика мощь искусства! Истина эта хотя и медленно, но верно пролагает себе путь. Если бы правители государств поняли в полной мере высокое воспитательное значение искусства, они приложили бы все усилия и все средства, чтобы пробудить огонь творчества в народе и напитать его звуком, цветом и прекрасными формами. Никакие революции, никакие захватные войны не могли бы найти отклик в утонченном сознании, вибрирующем на высшие вибрации. Грубые спорты, вроде состязаний борцов, кулачных боев и грубейших игр, лишенных красоты, вроде всяких футболл и т.д., способствуют лишь огрубению нравов. Красота тонкой мощи мысли и творчества забыта, и осталось лишь гремящее, ревущее торжество грубой силы.…
                          Е.И.Рерих. Письма. ТомV. Е.И.Рерих–Ф.А.Буцену 3декабря 1937г.

«Град Китеж»



Символ страны, захороненной до времени под водами жизни от бурных волн потока времени. Под внешними формами град древний живет, представляя собою ядро, или душу, народа. В лучших энергиях заложено основание, и не на время, но на века. В картинах и книгах моих найдете прозрение в эту основу, ибо на ней созидал. Потому и петербургского периода в творчестве своем не касался. Русь исконная, Русь Новгородская – Суздальская – Переяславская – вот она, настоящая…

                                      Грани Агни Йоги, 1958 год 610.(Гуру)

«Ждущие»






Всему свое время. Требование сроков надо понять. Недопустимы ни преждевременность, ни запаздывание. Но готовность сердечную надо иметь, чтобы не упустить урочного часа. Ждали Явления годы, а когда сроки пришли, ушли, не дождавшись. Так поступают малые сердцем. Вечно ожидание – символом служит жданности сроков и готовности к ним…

                                    Грани Агни Йоги, 1960 год (Февр. 17,Гуру)

«Настасья Микулична»




Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.

                                      Грани Агни Йоги, 1960 год (Окт.30)

«Три короны»


В смертный бой вступили три короля. Из-за чего бьются они? Что хотят отнять они друг у друга? Может быть, Константинополь и проливы или черноземные богатые равнины Украины? Или увеличить новыми владениями лоскутную монархию? Но бьются трое: картина написана в 1914 году, когда разразилась первая мировая война и кайзер Вильгельм, Иосиф Австрийский в Николай Романов вступили в войну. На картине высоко в небе, над сражающимися фигурами уплывают три короны, чтобы никогда уже более не вернуться на их незадачливые головы. Так, снова художник предвидел ход мировых событий и исход великой войны. Этому можно не удивляться, понимание будущего свойственно некоторым выдающимся людям.

«Город обреченный»



Производит особенно глубокое впечатление. На фоне грозного огненно-красного неба стоит огромный темный замок, стоит, видимо, века. В его окнах отражаются красные отблески зарева. Кровавое небо – символ грядущей войны, а красные и алые краски – символ идущей за ней революции. На фоне этих красок обреченность старого замка, старого мира. Потому-то неизбежность, какая-то неумолимость хода исторических событий чувствуется в этих тонах, словно предвидел художник и неизбежность кровавой войны, и неизбежность последовавшей за ней революции, когда красные знамена были подняты во имя освобождения народов от оков старого мира. И то, что старый мир бесповоротно осужден законом исторической справедливости и законом общественного развития, явствует из самого названия картины «Город обреченный». Ибо мир старый действительно обречен, и как бы ни старались защитники войн, и насилий, и колониального рабства, и все противники Нашей Страны его отстоять на всех ассамблеях мира, он обречен, и уйдет, и уступит дорогу Новому Миру свободы и счастья, Миру без войн, Миру, освобожденному от всех видов рабства, Миру, который строится и утверждается Нашей Великой Страной и Теми, Кто ведет ее и за нею весь мир и все народы земли в это сияющее светлое будущее.

                                      Грани Агни Йоги, 1960 год (Окт.31)

«Сострадание»



Совершенно исчерпывающе и ясно выражает идею действительного сострадания и действительной помощи путем принятия на себя боли или тягости того, кому выражается сострадание или оказывается помощь. Скажите тем, кто говорит о помощи людям, что каждый имеет полную возможность помочь чужому горю, если его желание настолько искренне, что готов он взять на себя его тяжесть. И сразу увидите, насколько уменьшится число желающих помогать. Большинство болтающих и говорящих о помощи и служении человечеству думают это делать, не поступаясь ничем. Помощь действительной будет только тогда, когда разделяется тягость другого и на свои собственные плечи берет помогающий часть кармы того, кому оказывается помощь. Так Поступает Учитель, так поступают все, чье сердце горит огнем сострадания.

                                      Грани Агни Йоги, 1965 год 523.(Гуру)

«Крик Змия»



Змия такого никто не видел на Земле, следовательно, это явление тонкого порядка, имеющее отношение к астральному Свету, в связи с состоянием пространства и предчувствием наступающего грозного времени для всей планеты как прозрение в область грядущих событий. Тогда, когда писалась картина, еще ничего не было, но дух художника чуял надвигающуюся волну событий общепланетного размаха, кармически неотвратимых. В данном случае Змий является символом знания, знания глубокого и Сокровенного. Люди оповещаются о наступающем будущем, которое теперь для всего человечества стало уже прошлым, правда, еще не завершенным до конца, но завершающимся к указанному сроку.

                                    Грани Агни Йоги, 1970 год 551.(М.А.Й.)

«Гессер-хан»


Устремление в будущее и пребывание в нем разрушают власть текущего момента над сознанием. Велика эта власть, и освободиться от нее необходимо для полетов. Стрела мысли, направленная мощной рукой в будущее, не символ, но прободение пространства в сферы грядущего и проникновение сознания в них. В Сферах Высоких, где оформлено будущее человечества и намечено космическое течение его эволюции, огненная действительность уявлена в формах, и сочетание сознания с ними вводит его в космический эволюционный поток и в пророческих прозрениях позволяет видеть то, что уже существует в Сферах Надземного Мира. Прозрение в будущее ставит человека лицом к лицу с реальностью Высшего Мира.

                                    Грани Агни Йоги,1972 год 283.(Гуру).

«Моисей Водитель»






…И как светло идти, зная, Кто освещает и помогает одолевать все препятствия. Хочу еще передать, что Моисей должен быть включен в цепь Имен Махатмы Мории. Теперь понятно, почему эта картина так величественна и прекрасна.…

                        Е.И.Рерих. Письма. Том I.Е.И.Рерих–американским сотрудникам Ноябрь 1928г.

«И Мы открываем врата ...» Из серии САНКТА



…Я уже писала, что Космические сроки не исчисляются календарными днями, но связаны с человеческими действиями. Безумие отдельных личностей может оявить срок космической катастрофы на неожиданном ускорении. Но сам Боллинг может спокойно продолжать свою деятельность, и потом он уявится на более радостном и новом строительстве и в более широком размахе. Очень хотела бы, чтобы он охранил серию картин «Санкта», это любимая серия Великого Владыки. …

                            Е.И.Рерих.Письма. ТомIX. Е.И.Рерих–З.Г.Фосдик 24 мая 1951г.

Манускрипты-дневники Е. И. Рерих

Тетрадь 8, 9 ч.в., 6-е сент., 1922 г.
— Хочу дать картинам Рериха дар исцеления явления болезни.
— Кроме рисунка костюма и декораций.
— Присутствие картины подобно дезинфекции.
— В случае опасной болезни пристально и долго погрузить глаза в картину.
— Спроси о каждой.
Серия Sancta, "Сам встретил", "Вестник", "Сыны Неба", "Экстаз", "Белый Монастырь", "Сказка", "Cor Ardens", "Ростов Великий". Серия "Океана".


2509 1 января 1932 г.
…Картина Николая Константиновича - монгол на коне в степи – странно осветилась, образовав сияние вокруг головы монгола, как бы знак грядущего подвига, в центре колокола услышала ликование врага.
Да. …





Л И Т Е Р А Т У Р А

                1. АГНИ-ЙОГА. ВЫСОКИЙ ПУТЬ. Часть 2. 1929-1944. – М.: СФЕРА, 2002.

                2. Грани Агни Йоги, 1952 г. Часть. II. – Новосибирск : Алгим, 2014. – 312 с.

                3. Грани Агни Йоги, 1958 г. – Новосибирск : Алгим, 2007. – 553 с.

                4. Грани Агни Йоги, 1960 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1993. – 240 с.

                5. Грани Агни Йоги, 1962 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1994. – 320 с.

                6. Грани Агни Йоги, 1964 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1994. – 320 с.

                7. Грани Агни Йоги, 1965 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1995. – 288 с.

                8. Грани Агни Йоги, 1966 г. – Новосибирск : Полиграфист : Алгим, 1995. – 320 с.

                9. Грани Агни Йоги. 1968 г. – Новосибирск: ЭКОР : Алгим, 1996. – 320 с.

                10. Грани Агни Йоги, 1970 г. – Новосибирск : Алгим : Цэрис, 1997. – 288 с.

                11. Грани Агни Йоги, 1971 г. – Новосибирск : Алгим : Цэрис, 1997. – 288 с.

                12. Грани Агни Йоги, 1972 г. – Новосибирск : Алгим : Цэрис, 1998. – 286 с.

                13. Е.И.Рерих. Письма. Том I. (1919 – 1933 гг.) М.: Международный Центр Рерихов, 1999, 432 с., с илл.

                14. Е.И.Рерих. Письма. Том V. (1937 г.) М.: Международный Центр Рерихов, 2003, 384 с., с илл.

                15. Е.И.Рерих. Письма. Том IX. (1951 – 1955 гг.) М.: Международный Центр Рерихов, 2009, 608 с., илл.

                16. Манускрипты-дневники Е. И. Рерих, Тетрадь 8, 1922 г.

                                        Составитель: А. А. Павлович