в "Лабораторию"

ДУХИ СТИХИЙ


От редактора

      Одной из задач эволюции нашей планеты является сближение тонкого и физического миров, то есть постепенное стирание границы и установление общения между людьми и сущностями, пребывающими в иных измерениях.. В предлагаемом материале из книги «Персонажи славянской мифологии» (рисованный словарь), Киев. 1993 г. даются краткие характеристики богов, божеств, духов, полубожественных и демонических персонажей, эпических, фольклорных и сказочных героев восточных, западных, южных и балтийских славян. Составители и художник не претендуют на исключительную и окончательную точку зрения, так как в разных источниках одни и те же персонажи трактуются по-разному. В.И.Куликов (член совета Белорусской ассоциации экстрасенсов) провёл диагностику по данной книге на выявление действительно существующих существ тонкого плана. Результаты этого исследования мы и предлагаем вашему вниманию.


    Боги, Богини
    Духи низшего астрального плана
    Духи стихии земли
    Духи стихии воды
    Духи стихии воздуха
    Физический план
    Приложение

    Боги, Богини

    Белун–

    по белорусским поверьям дух жатвы в образе старика со светлой бородой, в белых одеждах. Он помогает жать, награждает золотом того, кто ему услужит, выводит из леса заблудившихся. Солнце любит, без него темно в лесу. Очень старый, немножко глухой, ходит возле ржи или на опушке леса, а за ним пчелы летают, на плечи птички салятся, у ног зайчата скачут.

    Божич–

    рождественский персонаж южнославянской мифологии, упоминаемый в колядках. Символ его —златорогий олень, обозначающий начало нового солнечного цикла, также огонь. Умирает в огне Бадняк (старый год) и Божич (новый год) на своих золотых рогах приносит обновлённое солнце. Божич — солнечное божество, предвещающее весеннее возрождение природы, её омоложение.

    Велес(Волос)–

    бог скотоводства и богатства, покровитель животного мира. Он породнил человека и животное, учил людей не убивать животных, а использовать их в хозяйстве. Велес - опекун волхвов, творцов, пастухов, торговцев; наделяет человека талантом, физическими данными: высоким ростом, хорошим голосом, слухом. Он —отец великанов; вол — могучий, большой. Волос - один из богов пантеона князя Владимира, его день - понедельник. У древних славян существовал жатвенный обычай - завивать бороду. Последние колосья не сжинали, а сплетали в бороду, как подарок богу Волосу. Трава и лес - власы земли.

    Дажьбог(Дождьбог)–

    бог солнца, жатвы, сын Сварога, муж богини луны. В мифах — один из первых царей и законодателей, положил начало летоисчислению по солнечному календарю. Красивый, сильный юноша, молодой князь, попечитель пахарей и сеятелей. Наделяет человека физической силой, здоровьем, мудростью, мастерством. В летописях его называют предком русичей. Ещё Дажьбог — хранитель ключей земных. Бог солнца закрывает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые уносят их в вырей — летнее царство, страну ушедших душ. Весной птицы возвращают ключи и Дажьбог открывает землю. Один из богов пантеона князя Владимира, день его - среда.

    Дана–

    славянская богиня воды. Светлолицая девушка-река, журчащая свою жизнерадостную песню. Она и уставшего путника напоит, и рану воину омоет, и, поднявшись в небо, упадёт благодатным дождём на нивы. Почиталась как светлая и добрая богиня, дающая жизнь всему живому. От имени Дана походит название Днепр (Данаприс), Днестр, Дунай, Двина, Донец. Слово Дана сложное: ДА («вода») плюс НА («неня»), означает «Вода-Мать». Припев песни «Дана, шиди, риди, Дана» - «Дана, она творит, реку творит, Дана». Особые почести этой богине воздавались во время Купальских праздников.

    Купала–

    бог земных плодов. Ему жертвовали перед сбором хлеба, 23 июня, в день св.Агриппины, которая и была прозвана в народе Купальницей. Молодые люди украшались венками, раскладывали огонь, плясали вокруг него и воспевали Купалу. Игрища продолжались всю ночь. Кое-где 23 июня топили бани, настилали в них траву купальницу (лютик) в после купались в реке. В самое Рождество Иоанна Предтечи, сплетая венки, вешали их на кровли домов и на хлевах, чтобы удалить злых духов от жилища. Этот красивый языческий праздник возрождается на Украине и в Белоруссии.

    Лада–

    богиня любви, покровительница браков, домашнего очага, богиня юности, красоты, плодородия. Сама женственность, нежная, певучая, русокосая; в белых одеждах — она и в Купальскую ночь в хороводе парня к милой подведёт; и падчерицу от злой мачехи под ветвями спрячет, когда та на встречу с дружком соберётся. В молодых семьях очаг поддерживает: вот-вот погаснет бывает, а Лада веточку подбросит, одеждами взмахнёт — разгорится очаг, теплом тронет сердца неразумных и снова лад в семье.

    Ладо–

    божество света, красоты, мира, радости, любви, веселия, согласия и всякого благополучия. Ему жертвовали вступающие в брак, с усердием воспевая его имя, которое и ныне можно услышать в старинных припевах. С 25 мая по 25 июня отцы и мужья в гостиницах, а жёны и дочери на лугах и на улицах, взявшись за руки, плясали и пели: Ладо, Ладо, Ди-ди-Ладо, т.е. великий Ладо.

    Лель —

    юный бог любви, сын Лады. По молодости лет своих, Лель порой просто забавляется любовью, хотя делает это с добрых побуждений — для него это весёлая игра. Красивый юноша с курчавыми волосами влюбляет в себя девушек, наигрывая им на свирели и напевая. Когда же ему проходу нет от очередной избранницы, Лель находит ей парня и убеждает обоих, что они искали именно друг друга. Появляется Лель весной, живёт вместе со своим братом Полелем в лесу. Вместе они выходят утром встречать Ярило. Свирель Леля можно услышать в Купальскую ночь.

    Макоша (Мокошь, Макета) —

    славянское божество, покровительница женских работ, прядения и ткачества. Также земледельческое божество, мать урожая, богиня изобилия. Цветок мак — пьянящий, как любовь. От названия этого яркого цветка, который девушки вышивали на свадебных рушниках — имя богини. Макоша — божество женской жизненной силы. Единственное женское божество, чей идол стоял на вершине холма в пантеоне князя Владимира.У некоторых северных племен Мокошь — холодная недобрая богиня.

    Масленица —

    персонаж, воплощавший у древних славян плодородие, но, вместе с тем, зиму и смерть. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с блином и сковородкой. С ним вместе веселились, а затем хоронили или провожали, сжигая на костре. Проводы Масленицы сопровождались ряженьем, хороводами, призывом весны. От названия персонажа пошло название русского календарного праздника проводов зимы и встречи весны.

    Морозка (Мороз) —

    бог зимы, холодов. Одет в тёплую шубу, ходит по лесам и укрывает деревья снегом. Зимой он полный хозяин, в его подчинении снегопады, вьюги да метели. Вечно воюет с Весной, сопротивляется её приходу, нападает по ночам, но всегда в конце концов отступает. Не всех путников встречает радушно в своих владениях. В зависимости от поведения человека, а порой, и от собственного настроения может наградить человека или наказать. Если уж рассердится — снегом запорошит, завьюжит, с дороги собьёт, под одежду заберётся.Может уши или руки отморозить, а то и совсем заморозит.

    Параскева-Пятница (Дева-Пятенка) —

    женское божество, покровительница пятницы. Благоволит также играм молодежи с песнями и танцами. Появляется в белых одеждах и охраняет колодцы. Где на дощатых крышах изображена Параскева-Пятница — там вода целебна. Чтобы не иссякла благодать Девы-Пятенки, бабы тайком приносят ей жертву: овечью шерсть на передничек. В Белоруссии сохранился обычай изготавливать её изваяния из дерева и молиться ей о дождях для всходов тёмной ночью.

    Перун —

    верховный бог Киевской Руси; грозный бог, повелевающий небесными явлениями; бог войны. Высокий, плечистый, черноволосый, большеголовый, златобородый (мед по бороде течёт). В правой руке — лук, в левой — колчан со стрелами. Самый сильный в природе, борется со злыми силами. 2 августа — Перунов день. В этот день вся нечистая сила, спасаясь от огненных стрел Перуна, превращается в различных зверей. В давнее время 2 августа собак и кошек в дом не пускали, чтобы не навести грозу — гнев Перуна. Птица Перуна — петух, его день — четверг. Статуя Перуна-громовержца стояла в пантеоне богов князя Владимира.

    Полель —

    бог брачных уз, брат Леля. В отличие от своего братца, Полель не кружит девушкам головы, его свирель играет для двоих любящих сердец, и песни он поёт на весёлых свадьбах. Внешне братья схожи, только Полель старше, мужественнее, выше ростом, шире в плечах. Любит Полель весну, когда вместе с природой в сердцах людей пробуждается великое чувство, а ещё больше любит осеннюю пору свадеб, когда сердца соединяются.

    Радигаст —

    бог с головой человека и ногами быка, реже — с головой льва, на которой сидит гусь. Изображался со щитом на груди, на щите — воловья голова. В левой руке он держит копьё или секиру, на шлеме — петух с распростёртыми крыльями. Символизировал справедливую борьбу, победу над врагом, над тёмными силами. Петух — утренняя птица, лев — сила, вол — упрямство в достижении цели.

    Род —

    бог Вселенной, живущий на небе, давший жизнь всему живому, всему, что только существует в мире. Роду приписывается творческая и мужская сила (фаллическое божество). Глиняные, деревянные и каменные изображения, охранные талисманы этого бога находят во время раскопок. Род — воплощение древней богини плодородия, мужское начало. Культ этого бога, как и большинства языческих богов, после введения христианства был утрачен.

    Рожаницы —

    девы судьбы, плодородия, женской силы. Их культ возник в период матриархата и связан с культом женского плодородия. Они присутствуют при рождении детей и определяют их судьбу. Обычно бабки-повитухи, которые принимают роды, знают, как задобрить рожаниц, чтобы те помогли легко родить. Рожаниц было две или три, позднее — семь, видимо соответственно дням недели.

    Сварог —

    бог небесного огня, отец Дажьбога. Бросил на землю с неба кузнечные клещи, и с тех пор люди научились ковать железо. Сварог разбивал лучами— стрелами небесный покров, открывал небо и солнце, посылал людям небесный огонь, без которого не изготовишь ни оружие ни украшения; разжигал искрами вдохновение в сердцах и душах мастеров. Сварог — капризный бог, он редко кому открывал свои тайны. Представляется в облике молодого плечистого кузнеца, молчалив и строг; покровительствует кузнецам, коих называют его внуками — сварожичами.

    Стрибог —

    бог воздушных стихий, древнее верховное божество неба и Вселенной. Дышит ровно и шумно , гуляет по морским просторам. А если прогневается — загудит, закрутит, завоет, облака соберёт, волну поднимет, корабли разбросает, а то и потопит. Представляется в образе гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе — сагайдак со стрелами. Стрибог — преодолевающий преграды, ветры — его внуки, день его — воскресенье. Один из богов пантеона Киевского князя Владимира.

    Сыра-Земля Мать —

    богиня земли. Гром будит её весной. Мать Сыра-Земля просыпается, молодеет, украшает себя цветами и зеленью, распространяет жизнь, силу и молодость. Она считается матерью всего живого, в том числе и людей. Именины её отмечаются на Симона Зилота (23 мая). Очень часто образ этот используется в устном народном творчестве, в сказках, былинах, сказаниях.

    Хорс —

    бог солнечного диска, око неба. Ласковый и добрый бог, который всем отдаёт своё тепло. Победить его никто не может, потому что подступиться к нему нельзя; поднимается он выше всех на небе. Представляется молодым красивым юношей. На идолах бога Хорса были изображены солнечные знаки. Хоре — бог пантеона Киевского князя Владимира, его день — вторник.

    Чур (Цур) —

    древний бог очага, оберегающий границы земельных владений. Очаг и тёплая изба — место обитания Чура. К нему взывают во время гаданий, игр и т.д. («Чур меня!»). Чур освящает право собственности («Чур моё!»). Он же определяет количество и качество необходимой работы («Через чур!»). Чурка — деревянное изображение чура.

    Ярило (Яр) —

    божество пробуждающейся природы, покровитель растительного мира. Это молодой, красивый человек на белом коне и в белой мантии с венком весенних цветов на голове. В левой руке он держит колосья. Весной справляли «ярилки», которые заканчивались похоронами Ярилы. Где Ярило пройдёт — будет хороший урожай, на кого посмотрит — у того в сердце разгорается любовь. Ярило отождествляли с Солнцем. Во многих песнях, присказках люди обращаются к этому божеству с просьбой о тёплом лете и хорошем урожае. 4 июня — Ярилин день.

    Духи низшего астрального плана

    Банник (баенник, лазник, байник) –

    дух, живущий в бане, злой, появляется в облике маленького нагого человечка с радужными глазами. В нетопленой бане живёт всегда, пар выгоняет его ненадолго. Может погубить человека, моющегося в неурочное время (после полуночи). Сначала усыпляет, потом длинными и толстыми губами обволакивает рот и загоняет в грудную клетку горячий воздух. Умелые люди выгоняют его банным веником. Банник моется вместе с чертями, лешими, овинниками в четвёртую очередь, кто попадёт им в это время – запарят. Если уж случилось – убегать надо задом наперёд.

    Бесицы-трясавицы –

    духи болезней. Вначале так называли лихорадку, а затем и другие болезни. В заговорах встречается 7, 10, 40, 77, но чаще всего 12 болезней. Бесицы-трясавицы – серьёзные заболевания, они считались «дщерями Ирода царя» и изображались в виде голых женщин дьявольского обличья с крыльями. Имена их соответствуют функциям: Трясея, Огнея, Ледея (насылает озноб), Гнетея (ложится на рёбра и утробу), Грынуша или Хрипуша (ложится на грудь и выходит харканьем), Глухея (голову ломит и уши закладывает), Ломея (кости и тело ломит), Пухнея, Желтея (насылает желтуху), Коркуша (насылает корчи), Глядея (спать не даёт, ума лишает), Невея (поймает человека – не жить ему).

    Бес –

    одно из названий Чернобога. Позже – обобщённое название злых духов. Безобразные, со свиными рылами, длинными ушами и хвостами, рогатые и косматые. Умеют быстро перемещаться в пространстве. Особенно усердствуют в непогоду осенью и зимой. Хрюкают, чавкают, воют, визжат, плюются, кружась в бешеной пляске. Сбивают с пути одинокого путника, заводят его в непролазную чащу или в трясину, толкают в прорубь; пугают коней и, вцепившись в гриву, загоняют их до смерти. Могут превращаться в неодушевлённые предметы.

    Водяница –

    жена водяного, но утопленница из крещённых, а потому и не принадлежит к нежити. Ещё называют – шутиха, шутовка. Водяницы предпочитают лесные и мельничные омуты, но больше всего любят пади под мельницами, где быстрина мутит воду и вымывает ямы. Под мельничными колёсами они будто бы обыкновенно собираются на ночлег вместе с водяными. Водяницы вредничают: когда они плещутся в воде и играют с бегущими волнами или прыгают на мельничные колёса и вертятся вместе с ними – рвут сети, портят жернова.

    Кикимора –

    злой и вредный домашний и дворовой дух. Делает пакости домовому, его антипод. В доме стучит, старается выжить людей. На Святки, особенно в ночь под Рождество Христово треплет и сжигает куделю, оставленную у прялок без крестного благословения. Во дворе вредит домашней птице. Насылает на кур «вертун», когда они кружатся до изнеможения и падают околевшими; выстригает у овец почти всю шерсть. Кикимора – малая гадкая бабёнка в плохонькой одежонке, сморщенная, с киками.

    Курдуши –

    злые духи, помогающие колдунам в их работе. После благополучного окончания обрядов посвящения в колдуны, к посвящённым на всю жизнь приставляются для услуг мелкие бойкие чертенята – курдуши. Они относят в нужное место вещи, снятые с заразного больного, дабы другого намеченного «испортить относом». И заклятый порошок бросают «по ветру» на намеченную жертву. И щепотку земли со следа колдуну принесут, волос с головы обречённого. И «порчу» на указанного нашлют «напуском». Все прихоти колдуна выполняют курдуши.

    Лихо —

    злая баба-великанша, пожирающая людей. Она имеет только один глаз (Одноглазое), ростом выше деревьев. Живёт Лихо на старой мельнице, спит на кровати из человеческих костей. Идёт Лихо — деревья валит, горы рушит, реки-озёра засыпает. Ни жалости, ни участия, живое встретит — зверя ли, человека ли — затопчет, разорвет и съест.Неуклюжая, кровожадная, свирепая — само воплощение зла. Имя Лихо стало именем нарицательным и занимает место в синонимическом ряду со словами «беда», «горе», «несчастье».

    Лихорадка —

    демон болезни. Представляется простоволосой женщиной дьявольского обличья. Упоминается в славянских апокрифах и в заговорах. Зачастую наши предки, дабы задобрить и не привлечь Лихорадку, называли её ласкательно-приветливыми словами: добру-ха, кумоха, сестрица, тётка, гостьюшка, гостейка. Образы болезней слабо выражены в славянской традиции, а потому не отражены в обрядах и ритуалах.

    Недоля —

    злой дух, враг Доли. Стремится нанести вред человеку. Не разбирается, кто хорош, кто плох. Стоит человеку оступиться, разувериться в своих силах — Недоля тут как тут. Старичок, с виду немощный, невзрачный, но цепкий, хваткий; или старуха коварная. Как пристанет Недоля — уж надо потрудиться, чтобы от нее отбиться. Если человек с долей не поладил, значит, сам себе навредил — жди Недолю в гости. Бывает, что Недоля наказывает человека за грехи его предков.

    Нежить—

    существа без плоти и души, все что не живёт человеком, но имеет человеческий облик. Это не мертвецы и не привидения, а существа особого рода, духи природы: домовые, кикиморы, водяные, лешие и т.п. Лишь водяной может еще образовать переход к нечистой силе. Нежить не живет и не умирает, она есть, существует, обитает. По преданиям, нежить — это сверженное архангелом Михаилом воинство сатанинское. Летело оно с неба на землю сорок дней, кто где упал — тот там и обосновался: леший в лесу, водяной в воде, полевой в поле и т д. у нежити своего обличья нет, она ходит в личинах и бессловесна. Над человеком нежить потешается, пакостит ему, но бывает и доброй.

    Поревит —

    бог воины, изображался с пятью лицами. Многоликость обозначала силу и непобедимость. Оборониться от него трудно — всяк брешь найдет; одолеть невозможно — с какой стороны не подойди, всё видит. Умиротворен этот бог лишь тогда, когда меч обагрён кровью врага. Да и то ненадолго; проходит время, и снова Поревит требует жертву, и снова племя идет на племя, восхвахяя своего бога.

    Привидение (призрак) —

    душа умершего человека, являющаяся по ночам. Обычно привидение показывается на кладбище или в лесу, рядом с охраняемым кладом. Может прийти в дом к человеку и требовать от него каких-либо услуг. Привидение прозрачно, оно не отбрасывает тени. Единственная возможность спастись от него — бежать без оглядки; если обернёшься — умрёшь.

    Упыри (Вампиры, вурдалаки) —

    проклятые и колдуны, которые после смерти по ночам встают из могил и пьют у людей кровь. Они появляются либо в своем обличье (в обычном виде), либо с синими лицами, закутанные в черный плащ. Упырь может превратиться в летучую мышь, перо, соломинку. Чтобы прекратить деятельность упыря — следует вбить осиновый кол в то место могилы, где находится грудь покойника. Упыри — враги берегинь. Лекарством от укушения упыря служит земля, взятая из его могилы.

    Черти —

    злые существа, бесы. Имеют облик людей, с рогами, копытами, хвостами и свиными рылами. Чёрт живёт обычно в болоте, в берлоге или под землёй. Заключает с человеком договор, который подписывается кровью, на покупку души человека. Творит пакости из-под тишка. Во многих сказках, произведениях художественной литературы чёрт и человек вступают в противоборство, но человек всегда выходит победителем. Черти бывают молодые и старые.

    Духи стихии земли

    Барабашка –

    персонаж, который появился совсем недавно. Его можно назвать добрым доможилом городских квартир. Существо маленькое, бессловесное, невидимое. Проявляет себя тем, что стучит, барабанит, двигает предметы. Некоторые хозяева изобретают различные способы общения с Барабашкой. Отвечает он обычно стуком. По характеру добрый и любит добрых хозяев, доброе отношение к себе. Там, где в доме зло, хамство и другие пороки, Барабашка не живёт; от тех, кто его обижает, он уходит.

    Вилы(самовилы) –

    женские духи, прекрасные девушки с распущенными волосами в лёгких одеждах, проживающие в горах. Вилы имеют крылья, они летают как птицы, владеют колодцами и озёрами, способны «запирать» их. Если отнять у Вил крылья, они теряют способность летать и становятся простыми женщинами. Кто отнимет одежды у Вил, тому они подчиняются. К людям относятся дружелюбно, помогают обиженным и сиротам, умеют лечить, предсказывать будущее.

    Дворовой –

    покровитель двора, помощник домового. По характеру отношений с хозяином двора – злой дух. Он в дружбе (всегда) только с козлом и собакой, остальных животных недолюбливает, а птицы ему не подчиняются. Особенно он терпит белых кошек, белых собак и сивых лошадей – знающий хозяин старается не держать такую живность. Внешним видом похож на домового, весь мохнатый. Дары ему подносят на железных вилах в ясли. Дворовой порядочный колоброд: нередко домовладельцы терпят от ссор соседних дворовых не в силах вмешаться.

    Домовой –

    покровитель дома. Ещё величают его за очевидные и доказанные заслуги именем «хозяин» и за древность лет его жизни – «дедушка». Является в образе старика, лохматого человечка, кошки или другого малого зверя, не только всего дома, но, главным образом, всех живущих в нём. Шалит: шумит, раскачивает кровать, сбрасывает одеяло, рассыпает муку. Но и помогает: моет посуду, колет дрова, качает ребёнка. 7 февраля на Ефрема Сирина домового кормят кашей, чтобы он не глумился. 12 апреля на Иоанна Лествичника домовой бесится до первых петухов.

    Лесавки —

    лесные духи, родственники лесовика, старики и старушки (бабушки и дедушки лесовика). Очень маленькие, серенькие, похожие на ежей. Живут в прошлогодней листве, бодрствуют с конца лета до середины осени. Всё это время веселятся, водят хороводы, листву поднимают, шелестят, шебуршат, копошатся маленькие лохматые клубочки. За короткое время натрудятся, умаются — долго спят.

    Леший (лесовик, лесовой, лешак) —

    дух леса. Показывается и исчезает внезапно. Поёт без слов, хлопает в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, перекидывается стариком, путником, волком, филином,- без шапки, волосы зачёсывает налево, кафтан запахивает направо, бровей и ресниц нет. Людей старается запутать, завести в глубь леса, напугать. Звери в его ведении, особенно зайцы. Может проиграть их в карты другому лешему. Питается мхом и шишками, любит выпить водки, живет с семейством в дупле старого дерева. Избежать козней лешего можно переодев одежду наизнанку.

    Луговой —

    дух лугов, маленький зелёный человечек в одежде из травы, помогает косить травы во время сенокоса. Считается дитём полевика (полевого). Бегает по лугам и ловит птиц в пищу своему родителю. Бывает очень сердитым, когда покос прозевают — гонит траву в буйный рост и так заплетает её, что не срезать, не разорвать; а то и сушит траву на корню. Если же придут косари на такой покос — косы рвет.

    Полевой (Полевик) —

    дух, охраняющий хлебные поля; имеющий тело чёрное, как земля; глаза разноцветные; вместо волос голова покрыта длинной травой; шапки и одежды нет никакой. Иногда он появляется в облике старца в белых развевающихся одеждах и пугает людей. Его появление сопровождается сильным порывом ветра. Сбивает людей с дороги, кружит их, заводит к оврагам и болотам, а в особенности потешается над пьяными пахарями. Как и все из нечисти, полевики — взяточники, гордецы и капризники — любят, чтобы их ублажали.

    Сарайник —

    дух, местом жительства которого является сарай. Помогает поддерживать в сарае порядок, но может наказать мужика за безделие, как, например, спутать конскую сбрую, завалить плохо сложенные дрова. Такой же помощник Дворового, как Овинник, Клетник, Огуменник, Хлевник и такой же, как они, проказник и колоброд. Но все эти духи благоволят трудолюбивым хозяевам.

    Снегурочка —

    дочь Мороза,по иным преданиям — внучка.Добрая,нетакого крутого нрава, как Мороз. Иногда летом живёт у людей и помогает им. Когда по лесу ходит — белки, зайцы и другие лесные малыши у нее защиты ищут. Сердце у Снегурочки холодное и если кому-то удается разжечь в нем огонь любви, Снегурочка тает. Тает она и от лучей любвеобильного Ярилы-Солнца. Под Новый год вместе с Морозом, своим дедушкой, Снегурочка приходит к детям и дарит им подарки.

    Духи стихии воды

    Водяной (водяник, водыльник) –

    дух рек и озёр, подобно всем духам из нечисти – не только «дедушко», как привычно зовут его, но и подлинный «пращур». Всегда голый, в чёрной чешуе, обмотанный и подпоясанный тиной, с длинными зелёными волосами и бородой, в шапке из куги. Лапы вместо рук с перепонками, хвост рыбий, горящие раскалёнными углями глаза. Сядет на корягу и звонко хлопает по воде. Рассердится – плотины рвёт, мельницы подмывает, животных и людей в воду тащит. Ему приносят жертву рыбаки, мельники, пчеловоды.

    Лобаста (Лопаста) —

    русалка, живущая в камышах. По повериям, это дети, умершие некрещенными или девушки-утопленницы. Подвижные, резвые, грациозные, в играх и шалостях проводят они свое время. На десятой неделе после святой Пасхи, сохранившей древнее народное название «русальной», ни одна девушка не решается пойти в лес без подружек из боязни, что лобасты и другие русалки затащат её в свой веселый бесконечный хоровод, закружат и уведут с собой.

    Моряна —

    дева морских вод, дочь морского царя. Большую часть времени плавает в глубинах моря, превратившись в рыбину, играет с дельфинами. Выходит на берег в тихие вечера, колышется на волнах, плещется, перебирает морские камешки-голыши. Когда поднимает шторм разгневанный царь морской, успокаивает его, унимает бурю. В русских сказках близкий Моряне образ Марьи Моревны.

    Русалка —

    дева вод, по иным преданиям, жена водяного. Это высокая, красивая девушка, живущая на дне водоема. Рыбьего хвоста русалка не имеет. Ночью она вместе с подругами плещется на поверхности воды, садится на мельничное колесо, ныряет. Прохожего дева вод может защекотать до смерти или увести с собой. Как правило, русалками становятся девушки, утопившиеся от несчастной любви пли утопленные мачехами. Русалка может выйти замуж за человека.

    Духи стихии воздуха

    Берегини –

    воздушные девы, оберегающие людей. Славяне считали, что берегини живут возле дома и оберегают дом и его обитателей от злых духов. Весёлые, шаловливые и привлекательные создания, поющие чарующие песни восхитительными голосами. Ранним летом прилуне они кружатся в хороводах на берегах водоёмов. Где бегали и резвились берегини, там трава растёт гуще и зеленее, а в поле хлеб родится обильнее.

    Физический план

    Баба-Яга –

    лесная старуха-волшебница, ведьма, ведунья. Персонаж сказок восточных и западных славян. Живёт в лесу, в «избушке на курьих ножках». Одна нога у неё костяная, она плохо видит, летает по свету в ступе. Можно проследить параллели с другими персонажами: ведьма – способ перемещения, умение перевоплощаться; богиня зверей и леса – жизнь в лесу, полное подчинение ей животных; повелительница мира мёртвых – забор из человеческих костей вокруг избы, черепа на кольях, засов – человеческая нога, запор – рука, замок – зубы. В большинстве сказок – противница героя, но иногда его помощница и дарительница.

    Ведьма –

    по старинным преданиям, женщина, продавшая душу чёрту. На юге – это женщина более привлекательная, нередко молодая вдова; на севере – старая толстая, как кадушка, баба с седыми косматыми, костлявыми руками и с огромным синим носом. От прочих женщин отличается тем, что имеет маленький хвостик и владеет способностью летать по воздуху на помеле, кочерге, в ступе. Отправляется на свои тёмные дела непременно через печную трубу, может оборачиваться в разных животных, чаще всего в сороку, свинью, собаку и в жёлтую кошку. Вместе с месяцем стареет и молодеет. На Силу 12 августа ведьмы обмирают, опившись молока. Известное место сбора ведьм на шабаш в Купальскую ночь – в Киеве на Лысой горе.

    Кликуша –

    люди, одержимые особого рода падучей болезнью, в припадках которой теряется сознание. Кликуша корчится, в судорогах икает, кричит звериными голосами, ругается, богохульствует. Народ приписывает эту болезнь напуску от злых колдунов. Сами кликуши зачастую в припадке выкликают, что такой-то их испортил. Иногда верующие (хлысты, веденцы) своими действиями во время сборов доводят себя до кликушества.

    Колдун (чародей, ведун, чернокнижник, ведьмак, знахарь) –

    в мифологических представлениях славян человек, наделённый сверхъестественными способностями влиять на жизнь людей и явления природы. Считалось, что колдуны наводят порчу на людей и скот, сеют раздоры между людьми, насылают непогоду, мор, губят урожай и т.п. По преданиям, колдуны были большей частью люди старые, безродные и холостые. Днём они спали, а ночью выходили в одном и том же овчинном полушубке, подпоясанном кушаком. Сверхъестественными способностями колдунов наделяет нечистая сила, с которой они подписывают договор кровью.

    Плакун-трава ( Луговой зверобой) —

    в русских сказаниях, духовных стихах волшебная трава, «всем травам мати». Она выросла из слез Богородицы, пролитых во время мук Иисуса Христа. Упоминается в заговорах как чародейное средство, позволяющее повелевать духами, излечивать болезни. Корень этой травы служил для амулетов, в том числе — для крестов-тельников. В разных местностях плакун-траву отождествляли с различными растениями.

    Разрыв-трава (Спрыг-трава) —

    в русских и украинских поверьях чудесное средство, разрушающее всевозможные запоры и узы, помогающее преодолевать лютые препятствия, позволяющее овладевать кладами. Предания о Разрыв-траве перекликаются с легендами о цветке папоротника, распускающемся в ночь на Ивана Купалу. Именно эту траву ищут ведьмы. Растет она в тех местах, где живут черепахи. Если огородить их яйца колышками, так черепаха принесёт листок разрыв-травы, чтобы освободить дорогу к гнезду.

    Для более полного ознакомления с мифологией славян предлагаем следующую литературу:

    АФАНАСЬЕВ А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. — М. — 1866-1869.

    ДАЛЬ Вл. О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа. — СПб.М. — 1 830.

    ЗЕЛЕНИН Д.К. Очерки русской мифологии. — Пг. — 1916.

    ЗНОЙКО О.П. М1фи Киiвсько земла та поди стародавт. — К. — 1989.

    Круглый год. Русский земледельческий календарь. Составитель А.Ф. НЕКРЫЛОВА. — М. — 1989.

    МАКСИМОВ СВ. Собр. соч. в 20 томах. Т.17,18 — Спб. — 1912.

    МАРКЕВИЧ Н.А. Обычаи, поверья, кухня и напитки малороссиян. — К. — 1860.

    МИЛОРАДОВИЧ В.П. Заметки о Малорусской демонологии. — К. — 1899.

    Мифологический словарь. — М.: Советская энциклопедия — 1991.

    Мифы народов мира. Энцнклопедия.Т. 1,2 — М. — 1980-1982.

    РЕМИЗОВ А.М. Сказки русского народа.

    РЫБАКОВ Б.А. Язычество древних славян. — М. — 1981.

    СТРИЖЕВ А. Календарь русской природы. — М. — 1973.

    ТКАЧ М., ДАНИЛЕВСЬКА Н. Словник украiнськой мифологи. / Часопис «Укра'iнська культура».— 1990—1991.

    ФЛОРИНСКИЙ Т.Д. Славянское племя. — К. — 1907.

    ЧУЛКОВ М.Д. Краткий мифологический лексикон. — СПб. — 1767.

    ШЕППИНГ Д. Мифы славянского язычества. — М. — 1849.

    Приложение

    Когда-то очень давно люди жили наполовину в Тонком Мире и наполовину в плотном. Природу считали одухотворенной и живой, ибо видели множество тонких существ различных эволюций. И знали, что есть духи огня, воды, воздуха и земли. Потом, погрузившись в видимый, земной, мир, утратили тонкое зрение, и завеса плотно опустилась на их глаза. Новая Эпоха пойдет под знаком соединения миров, и постепенно Мир Тонкий снова войдет в поле видимости человека. Затем наступит преобладание Тонкого Мира над плотным, когда-то, в очень отдаленном будущем, человек достигнет того момента, когда мир плотный тоже соответственно утончится и плотное его состояние заменится тонким. Планеты есть видимые и невидимые, и жизнь может быть и на тех и на других.

    Грани Агни Йоги. 1969 г. 18. (Янв.8).

    Сколь ни были бы замутнены древние представления о стихиалях (духах стихий в самом широком смысле) побочными примесями, внесенными ограниченностью человеческого воображения и ума, сколько бы аберраций ни искажало в пантеонах политеистических религий образы природных божеств — в самой основе этих вер лежит истина. Но, конечно, нам предстоит постигать и почитать миры стихиалей уже совсем иначе, чем удавалось это народам древности. Опыт последующих стадий обогатил нас, расширил знания и обострил мистическую мысль. Главные отличия нашей веры в стихиали от веры древних вот в чем. Древние антропоморфизировали свои представления о стихийных божествах; мы больше не ощущаем потребности придавать стихиалиям человекоподобный образ. Древние смотрели на эти миры, как на нечто, раз навсегда данное и неизменное; мы отдаем себе отчет в факте их эволюции, хотя и непохожей на эволюцию нашего органического мира, и будем стремиться постичь ее пути. Древние могли переживать связь с отдельными слоями стихиалей, но неотчетливо разграничивали их друг от друга, а о путях становления этих монад у них не возникло даже догадок. Собственно говоря, они не обладали ясным представлением о множественности этих слоев. Для нас же множественность и взаимосвязь этих слоев и пути становления обитающих там монад делаются объектом трансфизического познания. Древние были не в состоянии нарисовать себе общую картину планетарного космоса; мы гораздо четче дифференцируем каждый слой и включаем его со всеми его специфическими особенностями в общую панораму Шаданакара. Древние не могли примирить веру в эти миры с верой в Единого; для нас — между обеими этими верами нет никакого противоречия. И надо добавить еще, что свои духовные обязанности по отношению к стихиалиям древние видели в умилостивлении их и восхвалении — и только; мы же будем стремиться осуществлять нашу связь с ними в готовности участвовать в их играх и творчестве, в привлечении их благоденствующего участия в нашу жизнь — возможные пути к этому будут показаны в соответствующих главах и, наконец, в нашей собственной помощи светлым стихиалиям и в работе над просветлением темных. — Что за нелепость, — подумают иные. — Как будто мы не располагаем исчерпывающими данными, отчего и как возникают туманы, ветер, роса, не знаем механики образования дождя, рек, растительности? И такие сказки преподносятся с серьезным видом в середине XX столетия! Недаром автор намекает на то, что ему легче столковаться с детьми: зрелому человеку не пристало слушать такие басни. Они заблуждаются, эти абсолютисты научного метода познания: ни малейшего противоречия науке здесь не имеется. Подчеркиваю: науке, объективной и серьезной, а не философской доктрине материализма. Ведь если бы существовало какое-нибудь разумное микроскопическое существо, изучающее мой организм и само в него входящее, оно имело бы основание сказать, в ту минуту, как я шевельнул рукой, что эта глыба вещества, состоящая из таких-то и таких-то молекул, дернулась оттого, что сократились некоторые ее части — мускулы. Сократились же они потому, что в моторных центрах произошла такая-то и такая-то реакция, а реакция была вызвана такими-то и такими-то причинами химического порядка. Вот и все! Ясно как день. И уж, конечно, такой толкователь возмутился бы, если бы ему вздумали указать, что «глыба» шевельнулась потому, что таково было желание ее обладателя, свободное, осознанное желание, а мускулы, нервы, химические процессы и прочее — только передаточный механизм его воли. Изучением этого механизма занимается физиология. Это не мешает существованию психологии — науки о том сознании, которое этим механизмом пользуется. Изучением стихий природы как механизмов занимаются метеорология, аэродинамика, гидрология и ряд других наук. Это не должно и не будет мешать со временем возникновению учения о стихиалях, о тех сознаниях, которые пользуются этими механизмами.

    Д. Андреев «Роза Мира»

    Элементалы. Духи стихий. Существа, развивающиеся в четырёх царствах или стихиях - земле, воздухе, огне и воде. Каббалисты называют их гномами (элементалы земли), сильфами (воздуха), саламандрами (огня) и ундинами (воды). За исключением некоторых из высших классов и их владык, они являются скорее силами природы, чем эфирными мужчинами и женщинами.

    Эти силы, будучи послушными посредниками оккультистов, могут производить самые разные действия; но, служа элементариям - а в этом случае они порабощают медиумов, - будут лишь вводить в заблуждение легковерных. Все низшие невидимые существа... нашей земной атмосферы называются элементалами: пери, дэвы, джинны, сильваны, сатиры, фавны, эльфы, гномы, тролли, кобольды, домовые, водяные, пинки, баньши, болотные, белые дамы, привидения, феи и т.п.

    Е.П.Блаватская. Теософский словарь.

    Элементарии .

    Развоплощённые души развращённых, злобных людей, утративших связь со своим высшим "Я" и лишившихся своих былых возможностей. Такие души остаются в кама-рупической оболочке и непреодолимо притягиваются к привычным им земным сценам и окружению.

    Учение Храма. Словарь основных терминов.

    Считаю, можно чудо стихийных духов пояснить. Форма их зависит от условий устремлений - попадая в фокус зрения людей, они поглощаются формой человеческой. Человек увидит их в человеческой форме, животные увидят их как животных, ибо они не имеют оболочки.

    Ручаюсь, что страшные или прекрасные формы зависят от рефлекса нервов. Потенциал стихий всегда готов ответить усугубленным отражением и усилить Нашу посылку в определенном направлении.

    Не следует думать, что стихийные духи - Наше порождение. Вернее назвать манифестацию их искрою при прикосновении с резервуаром напряжения динамита, и сознание этой искры загорается от прикосновения духа человеческого. Конечно, степень их различна, как различно напряжение динамической энергии. Можно вызвать напряжение этой энергии механически, но Мы потому против этой магии, что она нарушает правильность стихийных волн и полна обратных ударов. Можно пользоваться этой энергией вне обычных земных условий. Лучи могут приводить в равновесие волны стихий. Конечно, и вы ими пользуетесь, но пока это воздействие от духа, оно менее опасно. Легко превратить многие фабрики в фокусы магии. Конечно, трудно передать обычными словами кооперацию стихий. Таким образом, динамо-машина и заклятый круг имеют научное основание. Конечно, теперь люди так усердно работают в копях зла, что невозможно допустить к ним близкие возможности.

    Озарение, 2-IX-2

    Духи стихий идут на соединение с человеком. Они проходят сознание низших форм в стихиях, и потому возможны редкие случаи роста до сознания человека…

    Озарение, 2-IX-3

    § 165. Джины – духи стихий. Во всех восточных, особенно арабских, сказках джины служат волшебникам, сумевшим их обуздать. Так, по преданию, и храм Соломона был построен джинами. Каждое предание в основе имеет известную долю истины, так в жизни, именно, враги или служители тьмы помогают вознести начинание Света. Законы во всем одинаковы. Тьма оттеняет Свет. Зло возносит понятие Добра и т. д.

    Рерих Е.И. Письма. 1929-1938т.2

    Элементалы - Силы-Природы, есть действующие, хотя невидимые или, вернее, неуловимые вторичные причины и, сами по себе лишь следствия первичных причин, позади покрова всех земных феноменов. Электричество, свет, теплота и т. д., были остроумно названы, как «Призраки или Тени Материи в Движении», т. е. сверхчувственными состояниями Материи, лишь следствия которых мы можем постичь. Чтобы расширить вышеприведенное уподобление, скажем, что ощущение света, подобно шуму катящихся колес – чисто феноменальное следствие, несуществующее вне наблюдателя. Непосредственная причина, вызывающая ощущение, сравнима с возничим – и есть сверхчувственное состояние материи в движении, Сила-Природы или Элементал. Но позади этого – подобно тому, как собственник повозки направляет возничего изнутри – стоит высшая, нуменальная причина, Разум, из сущности которого исходят эти Состояния «Материи», порождающие бесчисленные миллиарды элементалов или Психических Духов Природы, подобно тому, как каждая капля воды рождает свои бесконечно малые инфузории.

    Тайная Доктрина т.1ч.I.Комментарии, Станца VI, стих 4

    g) Шестая и Седьмая Степень разделяют низшие качества Четверицы. Они сознательные эфирные Сущности, такие же незримые, как и Эфир, которые, подобно ветвям деревьев, вырастают из первой центральной Группы Четырех и, в свою очередь, дают побеги бесконечных боковых Групп, низшими среди которых являются Духи-Природы или элементалы бесконечных родов и разновидностей; от бесформенных и несубстанциональных – идеальные Мысли их создателей – вплоть до атомичных, хотя и неуловимых зрением человека, организмов. Последние рассматриваются, как «духи атомов», потому что они первая ступень, предшествующая физическому атому – чувствующие, если и неразумные сущности. Они все подлежат Карме и должны изживать ее в каждом цикле…Потому «Четверо» и «Трое» должны воплощаться, как и все другие существа. Эта шестая Группа, кроме того, остается почти неразлучной с человеком, извлекающим из нее все, кроме своего высшего и низшего принципа или своего духа и тела; так как пять срединных человеческих принципов являются самой сущностью этих Дхиани. Парацельс называет их Flagae, христиане – Ангелами Хранителями; оккультисты – Предками, Питри. Они есть Шестеричные Дхиан-Коганы, имеющие шесть духовных элементов в составе своих тел – в действительности они люди минус физическое тело.

    Тайная Доктрина т.1 ч.I.Комментарии, Станца VII,стих 1

    Строго говоря, как это только что было доказано, каждый так называемый «Дух» есть развоплощенный или будущий человек. Ибо от высшего Архангела (Дхиан-Когана) до последнего сознательного Строителя (низшего класса Духовных Сущностей), все они являются людьми, жившими эоны тому назад в других Манвантарах, на этой или же на других сферах. Также и низшие Элементалы, полу-разумные и неразумные, суть будущие люди. Один тот факт, что какой-то Дух одарен разумом, является доказательством для оккультиста, что подобное существо было человеком и приобрело свое знание и разум на протяжении человеческого цикла. Во вселенной есть лишь одно неделимое и абсолютное Всеведение и Разум, и оно трепещет в каждом атоме, малейшей точке Космоса, неимеющего пределов и который люди называют Пространством, рассматривая его независимо от всего содержимого в нем. Но первая дифференциация его отражения в Проявленном Мире чисто духовная, и Существа, зарожденные в нем, не одарены сознанием, имеющим какое-либо отношение к тому сознанию, которое мы себе представляем. Они не могут иметь человеческого сознания или разума, прежде чем они не приобретут его лично и индивидуально…

    Тайная Доктрина т.1 ч.I.Комментарии, Итог

    …Атомы и Элементы для Лейбница суть Центры Силы или, вернее, «духовные существа, сама природа которых есть действие», ибо: «Элементарные частицы суть жизненные силы, действующие не механически, но побуждаемые внутренним принципом. Они есть бесплотные, духовные единицы, (все же «субстанциальные», но не «имматериальные» в нашем смысле), недоступные никаким изменениям, привходящим извне... (и) несокрушимые никакою внешнею силою. Монады Лейбница отличаются от атомов следующими особенностями, которые очень важно для нас запомнить, иначе мы не будем в состоянии усмотреть разницу между Элементалами и простой материей. Атомы неразличимы один от другого, они качественно одинаковы, но каждая монада отличается от другой качественно; и каждая из них является своим особым миром. Не так обстоит дело с атомами; они абсолютно одинаковы количественно и качественно и не обладают никакой личной индивидуальностью. Кроме того, атомы (вернее молекулы) материалистической философии могут быть рассматриваемы, как имеющие протяженность и делимые, тогда, как монады являются просто «метафизическими точками» и неделимы. Наконец, и это является пунктом, где эти монады Лейбница близко походят на Элементалы мистической философии, эти монады являются прообразами существ. Каждая монада отражает другую. Каждая монада есть живое зеркало Вселенной в пределах своей собственной сферы. И заметьте это, ибо от этого зависит мощь, обладаемая этими монадами, так же как и та работа, которую они могут совершить для нас; отражая мир, монады не просто пассивные отображающие посредники, но они произвольно самодеятельны: они производят образы произвольно, как душа сны. Потому в каждой монаде Адепт может прочесть все, даже будущее. Каждая монада – или Элементал – является зеркалом, могущим говорить.»

    Тайная Доктрина т.1 ч.III.Отдел XIV. Боги, Монады и Атомы

    Итак, жизненный импульс достигает «А» или скорее то, чему предназначено стать А и что пока является лишь космической пылью. Центр образуется в туманности сгущения солнечной пыли, рассеянной в пространстве; и серии трех эволюций, невидимых телесному глазу, совершаются последовательно; три царства элементалов или сил природы развиваются, другими словами, животная душа будущей планеты формируется, или как сказал бы кабалист, гномы, саламандры, ундины создаются. Соответствие, между матерью-планетою и ее ребенком-человеком, может быть выявлено следующим образом – оба имеют свои семь принципов. На планете элементалы (которых всего семь видов) образуют (a) плотное тело; (b) ее флюидический двойник (linga shariram); (c) жизненный принцип (jiva); (d) ее четвертый принцип Kama rupa образуется ее творческим импульсом, действующим из центра окружности; (e) ее пятый принцип (животная душа, или Manas, физический ум) олицетворяется в растительном (в зачатке) и животном царствах; (f) ее шестой принцип (или духовная душа buddi) есть человек; (g) и ее седьмой принцип (Atman) находится в оболочке, одухотворенной Akasa, которая окружает ее. По завершении трех эволюций, осязаемая планета начинает формироваться. Минеральное царство, четвертое во всех сериях, но первое в этой стадии, возглавляет путь. Его осадки, вначале парообразны, мягки и пластичны и становятся твердыми и конкретными лишь в седьмом круге. Когда этот круг завершен, он перебрасывает свою сущность, субстанцию на планету В – которая уже проходит через предварительную стадию формирования и минеральная эволюция начинается на этой планете. На этом слиянии эволюция растительного царства начинается на планете А. Когда последнее окончит свой седьмой круг, его сущность переходит на планету В. В это же время минеральная сущность двигается к планете С, а зародыши животного царства вступают на планету А; когда животное царство пройдет здесь семь кругов, его жизненный принцип переходит на планету В, а сущность растительная и минеральная двигается далее. Затем на планете А появляется человек, бледная тень того плотного существа, каким ему суждено стать на нашей земле. Развернув семь основных рас со многими отпрысками суб-рас, он, подобно предшествовавшим царствам, завершает свои семь кругов и переводится последовательно на каждую из планет, восходя до Z.

    Чаша Востока XIX.(10-VII-1882)